На сегодняшний день основным промежуточным результатом украинской войны стало возвращение Крыма в состав России. Это привело к усилению политических позиций России в южных морях, и для Черноморского флота уже заказаны три десятка новых кораблей и судов. Достаточно бегло ознакомиться с заказом лишь по одной позиции, подводным лодкам проекта 636 «Варшавянка» чтобы составить представление о серьёзности планов.
Адмиралтейские верфи Объединённой судостроительной корпорации в Санкт-Петербурге загружены работой. Подписан контракт на строительство подводной лодки «Колпино». Началось строительство подводной лодки «Великий Новгород». Заложены подводные лодки «Краснодар» и «Старый Оскол»; для последней уже идёт формирование экипажа. Проходит испытания подводная лодка «Новороссийск». На днях спущена на воду подводная лодка «Ростов-на-Дону». Все эти малошумные подводные корабли с торпедно-ракетным вооружением предназначены для ЧФ, однако причин для спешки нет. Вероятность прямого нападения со стороны НАТО близка к нулю, и «Новороссийск», например, уйдёт вокруг Европы к месту постоянного базирования в Севастополь в будущем году.
В приоритетном порядке решаются другие, более актуальные задачи, отвечающие нынешним угрозам. 30 июня опубликовано официальное сообщение о том, что в составе Черноморского флота сформирован и приступил к выполнению задач по предназначению новый отдельный полк войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ).
На вооружении вновь созданного полка имеется около 200 единиц автомобильной и специальной техники, в том числе современная машина радиационной, химической, биологической разведки РХМ-4-01 на базе БТР-80, оснащённая полуавтоматическими приборами третьего и четвёртого поколения, специальные машины тепловой обработки вооружения и военной техники ТМС-65У и так далее.
Сообщения о применении сторонниками унитарного государства на Украине запрещённого химического оружия поступают чуть ли не ежедневно. Так 29 июня ополчение заявило, что украинская армия применила неизвестное химическое оружие в пригороде Славянска — посёлке Семеновка. 30 июня заместитель командира ополчения Игорь Стрелков сообщил РИА Новости, что в результате артиллерийского обстрела украинской армией в больницы Славянска поступают пострадавшие с симптомами отравления. На мой взгляд по крайней мере один из показанных по телевидению пострадавших проявлял признаки скорее радиологического поражения, но специалистам виднее.
Однако Черноморский флот готовится к более драматическим событиям. В отношении нового отдельного полка РХБЗ начальник пресс-службы Южного военного округа полковник Игорь Горбуль сообщил: «В августе личный состав полка выйдет на полевой выход, который пройдёт на полигоне «Опук» (Республика Крым). В ходе занятий военнослужащим предстоит отработать вопросы ведения РХБ разведки и ликвидации очагов условного радиационного заражения на незнакомой местности».
Звучит похоже на отголоски холодной войны, когда мир был разбит на два лагеря, готовившихся к термоядерному взаимному уничтожению. Зачем теперь, когда Варшавского договора больше нет, а НАТО, по признанию собственных специалистов, не в состоянии защитить даже своих восточноевропейских членов, тратить время и средства на приготовления к подобному сценарию?
В США алармистские предупреждения о слабости НАТО ежедневно можно слышать с правой стороны политического спектра. Однако когда обеспокоенная присоединением Крыма президент Литвы Даля Грибаускайте заявила, что «Россия пытается угрожать всей Европе и становится непредсказуемой», даже лево-либеральный «The New Republic» был вынужден присоединиться к этой оценке.
Было отмечено, что Грибаускайте не одинока в своих волнениях, так как этнические русские составляют примерно четверть населения в Латвии и Эстонии, и большинство в крупных городах, как Нарва и Даугавпилс. Если Симферополь может вернуться в Россию, задают себе вопрос прибалтийские лидеры, то почему не Нарва?
Обычно на такой вопрос отвечают, что Польша и страны Балтии являются членами ЕС и НАТО, любое вторжение на их территорию потребует ответа от 28 стран-членов НАТО, в том числе США. Тогдашний комментарий заканчивался так: «Благодарение Богу, что мы члены НАТО», — заявила журналистам Грибаускайте. Трудно понять, должен ли восточный фланг НАТО благодарить Бога или молиться Ему».
Ответ на этот вопрос гораздо проще, чем кажется американцам. Российское руководство знает, что с военной точки зрения в непосредственной близости от своих границ оно в состоянии решать любые задачи, и НАТО ему не помеха. Однако Прибалтике, равно как и Украине, российское вторжение не угрожает. При этом в Прибалтике, в отличие от Украины, у России нет стратегических интересов.
В нынешней международной ситуации, когда «большая война» в принципе невозможна, «стратегические интересы» можно разделить на две категории: психологические и экономические. Психологически Россия может ожидать вторжения из Европы по двум традиционным направлениям: севернее и южнее непроходимого белорусского Полесья — и эти направления надёжно защищены. Парадоксальным образом прибалтийские страны не вызывают у России опасений именно потому, что агрессоры обычно приходили к нам через эти земли.
«Евроинтеграция» Украины в НАТО отбросила бы Россию во времена царя Гороха, когда нападение было возможно буквально отовсюду. Поэтому, после обеспечения безопасности флота в Крыму, единственный российский стратегический интерес на Украине — не допустить размещения чужих войск к востоку от Карпат, что создало бы новые направления теоретически возможного вторжения, а с ними — психологический дискомфорт.
Может показаться, что поскольку для ожидания агрессии со стороны НАТО нет реальных предпосылок, психологическим фактором можно пренебречь, однако это не так. Психология оказывает влияние на многие явления, в частности, в экономике. Тем не менее, не опосредованное воздействие экономических факторов, разумеется, гораздо чувствительнее.
Несмотря на то, что военные расходы на собственные нужды США составляют 72% совокупных оборонных расходов НАТО, бюджет этой организации формируется на 78% за счёт прочих государств-членов. Разумеется, долей Прибалтики в данном вопросе можно пренебречь. О дележе этого пирога и идёт речь на Украине.
Американские частные военные компании и стоящие за ними транснациональные корпорации располагают силами и средствами для установления контроля над всеми частями Украины, но ничего подобного не происходит. Украина им не нужна. Они нацелены на натовские и другие бюджеты, для чего им требуется не окончание, а эскалация конфликта. Оптимальным развитием событий с точки зрения освоения натовских бюджетных средств было бы российское вмешательство.
С самого начала событий мне приходилось убеждать, что «Россия на войну не придёт». Сегодня это мнение разделяется большинством. Надежды наших американских партнёров на российское вмешательство тают с каждым днём, и им ничего не остаётся, как имитировать такое вмешательство.
Оставалась, конечно возможность довольно вялого сбора средств под прикрытием разговоров о том, будто Россия вмешивается в события путём поставок повстанцам тяжёлых вооружений. В эти сказки мало кто верил, так как американцам не удалось представить ни одного доказательства, и им оставалось разве что упорно скрывать доказательства обратного, которыми они располагали, в частности, благодаря спутниковой съёмке.
Теперь министр иностранных дел России лишает их чуть ли не последнего ручейка финансирования. «Мы рассчитываем, что в самое ближайшее время начнутся прямые предметные консультации между пограничниками России и Украины, с тем чтобы согласовать параметры присутствия пограничных наблюдателей на российских пунктах пропуска», — сказал Лавров.
Он также сообщил, что Россия готова внести в Постоянный совет ОБСЕ проект решения, «который будет санкционировать размещение наблюдателей ОБСЕ на российских пунктах пропуска, что позволит обеспечить контроль над транспарентностью, и неиспользование этих переходов в незаконных целях».
Таким образом, продавать этого белого слона становится всё труднее, тогда как немцы и французы всё с большей неохотой готовы оплачивать снаряды, разрывающиеся на гражданских объектах, и получать это зрелище в свои салоны по телевизору.
Возникла совершенно непредвиденная ситуация. Схема, неоднократно апробированная в Азии, Африке, Латинской Америке, и неизменно приносившая баснословные барыши, становится чуть ли не убыточной — причём где именно? В большой стране под самым боком у богатой Европы.
Именно близость богатой и наивной Европы, готовой и способной щедро платить американцам за грязную работу по решению неприятных проблем, делает проект нерентабельным. Американские ЧВК очень эффективны в регионах, где на их бизнес не влияют такие предрассудки, как иудео-христианская этика и мораль.
Достаточно, как они привыкли, войти в населённый пункт, поставляющий добровольцев повстанцам, изнасиловать всех женщин, кастрировать мужчин — и призывной потенциал оппозиции резко сокращается, во всяком случае, местный. Какая-то часть будет мстить, но «настоящих буйных мало». Остаются пришлые, но после нескольких карательных акций в приграничных деревнях и этот поток спадает.
Подобная тактика неприменима в стране, где полно иностранной прессы, у каждого ребёнка телефон с видеокамерой, и через час всё вывешивается в Youtube. Европа перестанет платить. Журналисты мешают американским хозяевам украинской войны делать бизнес, поэтому ярость местных коллаборационистов направлена в первую очередь против российских журналистов и местных блогеров. Один кадр, подобный знаменитому снимку вьетнамской девочки, убегающей от напалма, зарежет европейское финансирование на корню.
Остаются два варианта: делать это, выдавая себя за русских, либо провести колоссальный теракт, используя технологии, которыми в регионе располагают только русские. То есть, ядерные. Судя по сирийскому опыту, провокаций с использованием химического ОМП окажется недостаточно.
Проводить этнические чистки под фальшивым триколором можно в двух случаях. Демонстративно проникнув с российской стороны границы — иначе никто не поверит — либо после списанного на русских грандиозного теракта, когда на русских уже можно будет возвести любую напраслину.
Итак, украинский конфликт подходит к развилке. Продолжение вялотекущей гражданской войны становится экономически неоправданным. Поэтому либо американские корпорации уйдут, уведут свои ЧВК, и гражданская война прекратится, либо им удастся привести к скачкообразной эскалации конфликта, обвинив в этом Россию. В этом случае Европа заплатит много денег, а Украина расплатится множеством жизней.
«Собиранием земель» Россия не занимается, не до жиру. В вышедшей недавно в издательстве «Simon & Schuster» книге Хилари Клинтон «Трудный выбор» бывший госсекретарь сетует, что во время путинского заморозка страна застыла между имперским прошлым, которое нельзя вернуть, и радостным будущим, ради которого надо открыться миру.
Ради радостного будущего, нам несомненно, следует открыться миру. При этом необходимо учесть, что многие происходящие в мире события вызваны агонией банкротящейся на наших глазах другой империи, и отголоски этой агонии доносятся до нас в разрывах снарядов в Славянске. Чтобы цепляющаяся за всё, что попадается ей под руку, умирающая империя не утянула нас за собой, необходимо взаимопонимание и сотрудничество со всеми соседями. Кстати, китайские книготорговцы уже отказались распространять эту книгу.