После предрешившего конечный результат гражданской войны на Украине (а в определённом смысле и судьбы мира) давосского выступления Ангелы Меркель я ежедневно просматривала важнейшие мировые СМИ в поиске аршинных заголовков. Тишина. Большая часть средств массовой информации, конечно, контролируется. Но чтобы нигде ничего? По поводу одного из важнейших событий ещё юного XXI века?
Снова придётся плясать от печки. На Украине в результате этой речи с новой силой вспыхнула обросшая легендами (точнее, «идеологическими вирусами» по Стивену Манну) гражданская война. Популярная у нас легенда гласит о войне за Русский мир, которую путинслил. Украинцы — те и вовсе доблестно защищают отечество от давно напавшего на них Путина, который ни сном ни духом. Так кто же там воюет, за что и против кого?
Меркель прекрасно знает ответы. Пока я вожусь с показаниями, напетыми сотрудникам ВКА и BND знакомой читателям моего блога американской канарейкой, пытавшейся упорхнуть с Украины с «супердолларами» в клювике (сейчас копаюсь в подробностях иракской войны), г-жа бундесканцлерин получила изложение этих материалов и успела его прочитать. В том числе и всё касающееся событий на Украине.
В политике как в тотализаторе выигрывает тот, кто знает, на какую лошадку поставить. Играющие на скачках ведут свою разведку; в пабах вокруг ипподромов конюхам и жокеям редко приходится платить за выпивку. Но высшее, обычно недоступное простым смертным знание исходит, как говорят американцы, from the horse's mouth — непосредственно из уст самой лошадки.
Канарейкой она обернулась, когда её хлопнули оземь на украино-словацкой границе. В Киеве эта птичка тяжело работала, как самая настоящая лошадка. И если кто-либо точно знает, что происходит на Украине, это не конюхи Петя, Сеня, Саша и Игорь, и даже не Барак, мнящий себя жокеем — а сама лошадка. Украинская заварушка — её работа.
Люди в ведомствах бундесканцлерин и сами примерно догадывались, что к чему. Не знаю, как у них это получается, но наивных младенцев в Пуллахе успешно отсеивает отдел кадров. Тем не менее, они всего-навсего люди, а у лошадки голова большая. Вот с её помощью и удалось получить полную картину.
Многие люди давно читают мой блог, но вновь и вновь возвращаются с навеянными окружающей атмосферой вопросами. Однако в Пуллахе умеют писать понятнее, чем это получается у меня, а доктор Меркель давно научилась хорошо читать. Поэтому ей всё ясно. Подумаешь, бином Ньютона, ну или механизм реакций распада с простым разрывом связей и расчёт их скоростных констант на основании квантово-химического и статистического методов (тема её диссертации в Центральном институте физической химии при Академии наук ГДР).
На рассказ лошадки она отреагировала адекватно, с суховатым академическим юмором: ах, китайские стратагемы? Прекрасно. В таком случае как нашим коллегам и союзникам понравится, например 2.1.3 3. Убить чужим ножом?
Общепринятый русский перевод заглавия раздела 2.1 (勝戰計) — «Стратагемы более сильного (победителя)», как я уже упоминала, страдает неточностью. До наоборот. Это стратагемы не «победителя», а «победы». И не «более сильного», а «над более сильным». Доктор Меркель хорошо владеет русским, но в её распоряжении скрупулёзно точный немецкий перевод, и Америку она считает более сильной. Хотя бы потому, что не собирается посвятить жизнь разъяснению немецким избирателям, что в жизни всё не совсем так (точнее, совсем не так), как их учила школа и пресса.
Дальнейший (в его релевантной части) текст 2.1.3 3. гласит: «С врагом всё ясно, а насчёт друга нет уверенности. Используй друга, чтобы убрать врага, а сам не применяй силы.
Задача: Решение субъектом какой-либо задачи, не разглашая и не афишируя собственной вовлечённости. Продвижение собственных интересов посредством или за счёт третьих лиц («убить»). Обеспечение «алиби» или сохранение доброго имени субъекта за счёт других людей или с помощью сложившейся обстановки.
Применение: Осуществляется через вовлечение в ситуацию и использование посредника... либо через умелое манипулирование естественными или созданными обстоятельствами — например, путём распространения слухов для провокации внутренних противоречий в какой-либо сплочённой группе через её же членов...
Важно: Обеспечить альтернативное выгодное (позитивное) толкование собственных действий («алиби»).
Необходимо: Хорошее знание реального положения дел объекта и/или посредника».
Подставляем значения. Получаем: с Обамой (теперь) всё ясно, а насчёт Путина нет уверенности. Используй Путина, чтобы убрать Обаму, а сама не применяй силы.
Задачу решаем, не разглашая и не афишируя собственной вовлечённости. Продвижение интересов Германии посредством Таможенного союза ЕАЭС.
Обеспечение «алиби» или сохранение доброго имени фрау Меркель за счёт присутствующих на сессии «Глобальная ответственность в цифровой век» Всемирного экономического форума в Давосе, а также с помощью сложившейся вокруг Украины обстановки.
Ну и так далее. Важно обеспечить альтернативное выгодное (позитивное) толкование собственных действий («алиби»). То есть нельзя говорить об интересах Германии, а только о её участии в совместных усилиях по стабилизации положения на Украине, и о том, как побудить Путина к сотрудничеству в этом вопросе.
Хорошее знание реального положения дел объекта и/или посредника. Объект — США. Жизненно нуждается в наиболее платёжеспособном в мире европейском рынке. Давит на Европу в переговорах о Трансатлантической зоне свободной торговли.
Посредник — Путин. Мечтает создать большую Европу от Лиссабона до Владивостока. Сам признался: «Если мы это сделаем, у нас есть шанс в будущем мире занять достойное место. Если мы пойдем по другому пути... мы все будем малозначимыми, неинтересными игроками, и никакого влияния на мировое развитие, и даже свое собственное, оказать не сможем».
Автор стратагемы исходит из того, что уж своё-то собственное положение стратег знает хорошо. Но мы не в Западной Европе, поэтому вкратце: рынки экспорта европейской (в основном немецкой и французской) продукции насыщены, что в перспективе создаёт угрозу стагнации. Европе необходим новый большой рынок.
Ради этого ведутся тяжёлые и сложные переговоры об «экономической НАТО» — Трансатлантической зоне свободной торговли. Идеальный выход из положения: создание Евразийской зоны свободной торговли. От Лиссабона до Владивостока. Потом — до Шанхая. Затем — до Сиднея. Но США этого не переживут; возможно, и в буквальном смысле. Ничего страшного. Фрау Меркель протянет утопающим руку помощи: подпишет соглашение о Трансатлантической зоне свободной торговли — но уже на своих условиях.
Блестяще, только очень некрасиво: разве можно обращаться с лидерами свободного мира как с прохудившейся половой тряпкой? А как же вечный долг признательности за бомбардировки Берлина, Лейпцига и Дрездена, спасшие Германию от нацизма? Простите господа: не вы ли настаивали на том, чтобы мы несли ущерб от ваших санкций против России? Ведь на международной повестке дня нет ничего более важного, чем стабилизация положения на Украине (в сторону: которую вы сами так старательно дестабилизируете).
Вот я и стараюсь. Готова даже на такую жертву со своей стороны, как отдать русскому медведю всё то, о чём раньше он мог только мечтать. Лишь бы не было войны (в сторону: как же, сейчас вы её активизируете с небывалой силой).
А теперь внимательно следим за блестящим исполнением. Выступление Ангелы Меркель на сессии «Глобальная ответственность в цифровой век» Всемирного экономического форума в Давосе было встречено аплодисментами. Не нуждающегося в представлениях оратора представил основатель форума Клаус Шваб: «Аплодисменты показывают, как присутствующие ждут вашего выступления. В последний раз вы выступали в Давосе во время кризиса. Многие говорили мне потом, что ваше присутствие успокоило их: они поняли, что Европа не осталась без лидера».
Бери выше. Лидеров получил мир. Самая влиятельная женщина мира (многократно по версии Forbes) через головы собравшихся обращается к самому влиятельному политику мира (чуть ли не по всем версиям) с предложением, от которого он может — а главное, не хочет отказаться: послужи моим ножом, чтобы убить дракона. За это не полцарства — царства не пожалею. Но у дракона — изумительный пиар. Поэтому главное — алиби, любезно предоставленное самим же драконом: Украина.
Итак, в Германии как нигде понимают, что страна должна выбрать собственный путь, хотя Украина тесно связана с Россией, особенно в экономике. «Поэтому необходимо первым делом на основе минских соглашений восстановить хоть какую-то стабильность. А потом можно постараться рассмотреть возможность сотрудничества между ЕС и Евразийским экономическим союзом в экономической области». Занавес.
Если б в канцелярии федерального канцлера работали даже Клаузевиц с Роммелем и Скорцени с Шиллером и Гёте впридачу в качестве спичрайтеров, то вряд ли им удалось бы спрессовать всю суть стратагемы 2.1.3 3. в две ёмкие фразы. И чтоб их поняли только посвящённые.
В Вашингтоне поняли прекрасно: стратагемы заработали против них. Если немедленно не противопоставить злокозненной Европе нечто действенное — конец. Что делать — тоже не бином Ньютона. Скорее «управляемый хаос» Стивена Манна.
Беречь ополченцев ДНР и ЛНР как зеницу ока. Впарить им столько «краденых» боеприпасов ВСУ, чтоб негде было хранить. Всем сторонам, включая американских наёмников, стремиться перенести огонь преимущественно на гражданские объекты. Активировать по тому же Стивену Манну «идеологические вирусы».
Ну и так далее. Вперёд! Назад! В сторону! Снова вперёд! Снова назад! Нащупать манновскую «неустойчивую точку равновесия колебательного типа», раскачать систему. Об этом поговорим в другой раз. А пока присоединимся к аплодисментам, заслуженным Ангелой Меркель. Bravissima! Овация стоя.