Как российские, так и американские СМИ усердно делают вид, будто Джон Керри приезжал в Москву договариваться по сирийскому вопросу. В связи с этим бурно обсуждаются новости о кораблях ТФ в Средиземном море, поставках Сирии ПКР «Яхонт» и прочих историях, интересующих Госдеп не более чем прошлогодний снег.
В свое время для прусских генералов война была продолжением политики иными средствами, как сформулировал Карл Клаузевиц. Для современной России война в Сирии – непосредственное продолжение экономики. Если в этом противостоянии победят аллавиты, то существует опасность, что через Сирию будут проложены иранский и, возможно, азербайджанский трубопроводы, если сунниты – то катарский и египетский.
Рентабельность газпромовского «Южного потока» уже под вопросом, поэтому подобные сценарии очень беспокоят Кремль. С другой стороны, американцы готовятся к выходу на мировой рынок газа в качестве экспортеров, и проблемы своих будущих ближневосточных конкурентов уже не принимают слишком близко к сердцу.
Ракеты П-800 «Оникс» (в экспортном наименовании «Яхонт») из рук сирийцев могут попасть к ливанской Хезболла, и на радость Газпрому обеспокоить Ицхака Тшуву и других деятелей израильской газодобывающей промышленности, но мало волнуют Госдеп. Что касается якобы готовящегося американского вторжения в Сирию, то этот сценарий представляется чрезвычайно маловероятным. Последнее, что захочет видеть Демократическая партия и Обама, покидая Белый дом, это репортажи CNN о военнослужащих, брошенных президентом в аду чужой религиозной войны, или об их позорном бегстве, приуроченном к выборам.
Если дело не в Сирии, то зачем же приезжал Керри к Путину? О чем просил? Почему был готов терпеть унизительное трехчасовое ожидание? Зачем надо было Путину, со своей стороны, заставлять американского госсекретаря ждать 3 часа? И почему Путин уделил этой встрече еще 3 часа, несмотря на протокол, не с Президентом же он встречался? О чем Керри договорился и уехал, рассыпаясь в благодарностях и не скрывая своей радости? И почему вновь забеспокоился, и встретился с Лавровым после ареста карикатурного агента Фогла?
5 мая в Москву из Вашингтона вернулся старший юрист самой крупной в мире (с миллиардными оборотами) чикагской юридической фирмы Бейкер и Макензи Томас Файерстоун. Ранее он также работал в Москве – в американском посольстве, в качестве постоянного представителя по правовым вопросам Минюста США в России. Г-н Файерстоун обладает широчайшими связями не только в США, но и в правительстве России, однако до офиса московского представительства фирмы он не доехал; точнее, вообще не вышел из Шереметьево, где ему было объявлено о его новом статусе в России: «нежелательная персона». Всякое, конечно, бывает, и я не делала никаких предположений в течение двух недель, пока не убедилась, что об этой истории никто не обмолвился, ни в Вашингтоне, ни в Москве, хотя Файерстоун – это не Фогл, а гораздо серьезнее.
Зато все сообщили, что 7 мая «президент Российской Федерации подверг критике работу правительства, которое, по оценке Путина, не выполнило его поручения даже на треть. Реагируя на критику, Сурков возражал главе государства по ряду вопросов и при телекамерах полемизировал с Путиным».
По сообщению агентства «Интерфакс» того же 7 мая Госсекретарь США Джон Керри в ходе встречи с президентом РФ Владимиром Путиным заявил, что Штатам и России нужно поддерживать высокий уровень сотрудничества — такой же, какой был в годы Второй мировой войны. «Как вы знаете, и вы знаете это лучше, чем кто-либо другой, сейчас перед нами стоит целый ряд трудных задач, решение которых требует такого же уровня сотрудничества».
На следующий день после встречи Путина с Керри, уже 8 мая, Сурков был уволен Путиным с поста заместителя председателя Правительства Российской Федерации — с формулировкой «по собственному желанию». Отставку Суркова, которого газета The Washington Post оценила как «выдающийся политический разум Кремля», западная пресса восприняла как удар по позициям премьер-министра».
Раньше я мало интересовалась Сурковым, но в связи с событиями заглянула для начала в Википедию и обнаружила занимательные факты, например: «Доподлинное место рождения Владислава Суркова неясно»… «Отец — Дудаев Андарбек Данильбекович (кличка Юрий), по некоторым данным… работал учителем», и т. п. Любопытно, в какой средней школе учитель по имени Андарбек Данильбекович мог получить кличку Юрий? Судя по количеству белых пятен, все это выглядит не как биография современного государственного деятеля, а как экскурс в загадки древней истории.
Кое-что немного прояснилось ниже: «В 1983—1985 годах Сурков служил в Советской армии, в одной из артиллерийских частей Южной группы войск в Венгрии… 12 ноября 2006 года министр обороны России Сергей Иванов сообщил, что готов раскрыть телезрителям «секрет»: Сурков… срочную службу проходил в спецназе Главного разведывательного управления». Такими раскрытиями «секретов» обычно прикрывают настоящие секреты.
В этот период Венгрия считалась «самым веселым бараком социалистического лагеря». Максима «кто не с нами, тот против нас» была исправлена Яношем Кадаром на «кто не против нас, тот с нами». В стане «гуляшного социализма» процветал относительный либерализм, работали ночные клубы, бары, дискотеки и практиковалась относительная открытость границ. Выход на российских военнослужащих, склонных к конфиденциальному сотрудничеству, для американцев в Венгрии был существенно безопаснее агентурной работы в СССР или в ГДР. Разумеется, военнослужащие ГРУ ГШ американцев интересовали, тогда как простые артиллеристы – не очень. Несмотря на молодость, наш герой был, похоже, не очень простым; конечно, это общие соображения, и из них еще ничего не следует.
В 1987 году наш простой боец специального назначения становится телохранителем М. Ходорковского и уже в 1991 г. входит в руководство Объединения кредитно-финансовых предприятий «Менатеп». Каждому дембелю бы такую карьеру…
По окончании престижного университета Джон Керри тоже служил, чуть ли не простым флотским парнем, и тоже за границей в дружественной стране, в Южном Вьетнаме. Несмотря на свою активность против войны во Вьетнаме, нынешний глава Госдепа связей с военной разведкой не прерывал, а в свою бытность народным избранником трудился в Комитете по разведке Сената Соединенных Штатов. Неудивительно: судя по сборнику «От первого лица. Разговоры с Путиным» как говорил Президенту РФ другой госсекретарь США Генри Киссинджер — «Все приличные люди начинали в разведке. Я тоже». Однако двойные и тройные агенты, перебежчики и предатели тоже обычно начинали в разведке.
Березовский пригласил Суркова на ОРТ, и в 1998-1999 годах он занимал пост первого заместителя генерального директора, директора по связям с общественностью. В мае 1998 года он был избран ответственным секретарем Открытого наблюдательного совета ОРТ. В начале 2000 г. указом Президента РФ за подписью и. о. Президента В. В. Путина В. Ю. Суркову вместе с Д. А. Медведевым был присвоен разряд действительного государственного советника РФ I класса. В том же 2000 г. Березовский потерял ОРТ, и не только ОРТ, а с 2001 г. был вынужден жить, а затем и умереть в Лондоне.
Ранее В. Ю. Сурков служил телохранителем М. Б. Ходорковского. Принято считать, что телохранитель – это человек, который без колебаний закроет собой объект от пули. Бывший объект охраны Суркова, Ходорковский, был арестован 25 октября 2003 года в новосибирском аэропорту «Толмачево», но что мог поделать бедняга Сурков? Ничего, и с марта 2004 года Сурков — заместитель руководителя Администрации Президента — помощник Президента РФ.
Не знаю, что думали руководители Суркова о его представлениях о лояльности, о том, кому он в действительности служит. Так или иначе, когда расследование «самоубийства» Александра Долматова вывело моих добровольных помощников на след некоторых сотрудников Разведывательного управления министерства обороны США, были приняты меры к ограничению распространения моих публикаций на эту тему. На этот раз след, как принято говорить в подобных случаях, по моему оценочному мнению, вел в кабинет заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, курировавшего средства массовой информации, юстицию, взаимодействие с судами и прокуратурой — Владислава Юрьевича Суркова.
Причин ухода Суркова с государственной службы никто не объяснил. Хотя 19 мая вице-премьер Аркадий Дворкович «подтвердил, что Владислав Сурков ушел с поста вице-премьера — главы аппарата правительства по собственному желанию». Свежо предание…
В качестве еще одного оценочного мнения осмелюсь предположить, что если бы, например, служба М. Е. Фрадкова накопала за рубежом на кого-либо из членов правительства, будто бы он заигрался с американцами, то события, весьма вероятно, развивались бы по следующему сценарию.
Президент РФ выступает с критикой правительства. Знающие, чье мясо съели, американцы очень озабочены: если делу дадут ход, то их высокопоставленная агентура в панике разлетится на своих «Гольфстримах» с российского холода к собственным виллам на теплых морях. Сомневаюсь, конечно, что у нас такому делу могут дать ход: шпионить у нас нельзя против Путина, а против России – можно. Во всяком случае, тем людям, которым у нас можно все; ну назначат вместо себя шпионом какого-нибудь ученого. Ученые нам все равно не нужны, а чиновниками разбрасываться нельзя даже если проворовался, или нашпионил, как последний сукин сын.
Госсекретарь выезжает уговаривать Президента не давать делу хода, а уволить провалившегося агента по собственному желанию: «Как вы знаете, и вы знаете это лучше, чем кто-либо другой, сейчас перед нами стоит целый ряд трудных задач, решение которых требует… сотрудничества» — ой, простите, я, кажется, что-то подобное приводила выше…
Президент не опаздывает, но задерживается, чтобы дать госсекретарю прочувствовать, как мерзко нашкодили партнеры, однако дает себя уговорить. Радостный глава американской дипломатии уезжает докладывать своему Президенту, что благодаря его усилиям все благополучно обошлось. И тут – сюрприз, сюрприз! – в Москве попадается американский дипломат с компасом и в двух париках (полгода за ним следили, но этот высокий профессионал ни разу не прокололся, а тут вдруг…). Не рассчитывая более на благосклонный прием у российского Президента, глава американской дипломатии несется встречаться с главой российской дипломатии: передайте, пожалуйста, своему Президенту…
Впрочем, напрасно я дала волю фантазии, ведь такого не может быть на самом деле? А вот назначение В. Ю. Суркова главой внесистемной оппозиции и прочих иностранных агентов теперь вполне возможно. Не знаю, есть ли в кремлевском штатном расписании должность главного иностранного агента?
Людям рядом с Владиславом Сурковым почему-то не везет. Это не только вышеупомянутые Березовский, Ходорковский, но группа «Пусси Райот», Лебедев, который может оказаться камнем на шее узников Болотной… Хотя, с другой стороны, у Президента все обошлось, он даже развлекся, но Путин в этих вопросах профессионал, а у дилетантов раньше не получалось и впредь не удастся погреться в лучах Славы – «выдающегося политического разума» – и не спалить крылышки. Судьбу оппозиции, если она примет такого лидера, легко предсказать. Заграница, конечно, иностранным агентам поможет, но путь под эту «крышу» лежит не через регистрацию в Минюсте РФ.