Дворцовый переворот без дворцов

На Западе никто не скрывает, что в нынешнем противостоянии усилия США направлены на устранение Владимира Путина от власти. Его высокие рейтинги никого не впечатляют, так как стратегия экономической войны направлена не на народную революцию, а на дворцовый переворот.

В ходе большой пресс-конференции в Москве корреспондент агентства Reuters Алексей Анищук попытался проверить, как Путин оценивает этот риск: «За последний год Россия оказалась вовлечена, пожалуй, в один из самых глубоких кризисов в своей новейшей истории. Началось всё с событий на Украине в конце прошлого года, продолжилось ухудшением отношений с Западом буквально до уровня «холодной войны». Сейчас, в последние дни мы видим глубокий валютный кризис, который вполне рискует перерасти в финансовый и экономический, риски такие есть. ...В этой связи вопрос, я не буду занимать много времени: насколько вы уверены в вашем окружении, в том, что оно безоговорочно вас поддерживает? И насколько вы видите риски государственного или даже дворцового переворота? То, что вы будете делать в случае «оранжевой» или, не дай бог, «красной» революции, вы говорили много раз. А есть ли у вас некий план на случай предательства окружения и дворцового переворота?».

Прежде, чем напомнить об ответе Путина, который всё равно ничего не расскажет, специально для г-на Анищука проясню вопрос о поддержке окружения. В нынешнем раскладе сил между группировками «элит» Путин – первый среди равных, но он по существу один. Существует, разумеется, группировка, сохраняющая ему верность невзирая на убытки. Однако по сравнению с теми, кого имел в виду г-н Анищук, она меньше, более аморфна и хуже организована.

Состоит она в первую очередь, из спарринг-партнёра Путина Аркадия Романовича Ротенберга (СМП Банк, ОАО «Росспиртпром», магистрально-газопроводные, дорожная компании и т. д. – в дальнейшем перечислении я буду опускать «и т. д.»), ректора университета «Горный», где Путин защищал диссертацию и троекратного руководителя его питерского избирательного штаба Владимира Стефановича Литвиненко («Фосагро»), Михаила Маратовича Фридмана («Альфа-Групп», ТНК-BP), Леонида Викторовича Михельсона («Новатэк», «СИБУР») и Юрия Борисовича Мильнера (Mail.ru Group, DST Global). Прошу прощения, если кого-либо забыла упомянуть.

Однако прежде, чем спросить: «Насколько вы уверены в вашем окружении? Как вы оцениваете риски государственного переворота?» корреспондент Reuters произнёс примечательную фразу: «Некоторые представители элит, несмотря на публичную риторику, склонны винить вас. К сожалению, не могу назвать их пофамильно».

Ответ президента обрадовал многих – с обеих сторон. Создалось впечатление, что Путин склонен недооценивать своих противников, во всяком случае, он не попросил огласить весь список и не выразил обеспокоенности: «Успокойтесь, у нас нет дворцов. Поэтому «дворцовых переворотов» быть не может. У нас есть официальная резиденция – Кремль. И он хорошо охраняется». И добавил: «Но основа безопасности не в этом, а в поддержке российского народа. В том, что люди сердцем чувствуют: мы действуем в наших общих интересах».

Полагаю, что президент выдал желаемое за действительное. Что чувствуют люди – дело тёмное. Кроме того, людей никто спрашивать не собирается. Жаркое из кролика без кролика, как известно, приготовить можно, поэтому почему бы не попробовать дворцовый переворот без дворцов? Хотя в дворцах, вроде, тоже дефицита не наблюдается. При этом существует много возможных сценариев coup d'état, при которых ни Президентский полк Комендатуры Московского Кремля ФСО РФ, ни вся прочая рать ничем не смогут помочь.

Если недовольные нынешними убытками магнаты не владеют этими технологиями, они легко могут импортировать специалистов. Те страны, где их подготовили, в данном случае не станут накладывать ограничений на подобный «экспорт». По меньшей мере.

Активно недовольная своими убытками группировка оппозиции крупнее, чем та, что сгруппировалась вокруг Путина, и на сегодняшний день её шансы выглядят предпочтительнее. В отличие от агентства Reuters, я никому не обещала не называть фамилий.

Это – снова перечисляю в произвольном порядке – Олег Владимирович Дерипаска («Базовый элемент», «Русал», En+ Group), Алишер Бурханович Усманов (USM Holdings), Виктор Феликсович Вексельберг («Ренова»), Михаил Дмитриевич Прохоров (Группа ОНЭКСИМ), Герман Борисович Хан (L1 Energy, «Альфа-Групп», AAR), Александр Григорьевич Абрамов (Evraz Group S.A.), Вагит Юсуфович Алекперов («Лукойл»), Виталий Борисович Малкин, он же Авихур Бен Бар («Импексбанк»), Пётр Олегович Авен (снова разделившаяся «Альфа-Групп»), и последний по порядку, но не по значению, Владимир Олегович Потанин («Интеррос»), который, собственно, и является неформальным лидером разгневанных мужчин.

Эти списки сами по себе представляют интерес для исследователя. Можно, например, попытаться проанализировать происходящее внутри «Альфа-Групп», где Фридман склонился на сторону Путина, тогда как Авен и Хан перешли в оппозицию кровавому режиму.

Можно взглянуть на происходящее с точки зрения право-левой оппозиции: сбыча мечт в плане «Путин должен уйти» никогда не была столь близка: второй список выглядит явно презентабельнее первого. Вопрос лишь в том, что принесёт дворцовый переворот народу. Хотя вопрос этот неуместен: где вы здесь видите народ?

27 декабря, 2014 - 20:31