Многие затрудняются разобраться в причинах происходящих в мире катастроф, и неважно, идёт ли речь об Украине, Ираке или Гвинее. Сторонники теории заговора, а также люди, усвоившие устаревшие концепции с образованием, склонны винить в происходящем некие абстрактные «Запад», «США», крупнейшие финансово-промышленные группы и тому подобное. О многочисленных последователях ещё более экзотических взглядов умолчим.
В реальности же, после наступления глобализации завершилась возможность дальнейшего расширения рынков, и деньги поплыли в руки тех, кто вовремя забыл всё, чему его учили в рамках курса экономики капитализма — потому что капитализм приказал долго жить. В современном переходном, но уже посткапиталистическом обществе, рынки не расширяют, а углубляют.
Те, кто попроще — промывают людям мозги, убеждая их, что пользование гаджетом модели 3.0 когда у соседа уже есть 4.0 — несмываемое пятно позора. Те, кто лучше адаптировались — не заморачиваются. Оптимальный способ углубления рыночной ниши — оставить воронку на месте необходимого изделия или сооружения. При этом вам заплатят за бомбу, её доставку, топливо для её доставки, лекарства для раненых и заболевших, и ещё неисчислимое количество без того не пользующихся повышенным спросом товаров и услуг — а затем за обучение персонала взамен погибшего или не справившегося, стройматериалы, технологии и ещё кучу всего необходимого для восстановления разрушенного.
И ничего не надо впаривать бывшим владельцам, если даже они остались в живых. Для этого есть послушные МВФ, МБРР, ООН и так далее — а если какие-то фонды выделяются в кредит, то обязательства ложатся на плечи государств и международных организаций, а посткапиталистам остаётся только чистая прибыль.
Для того, чтобы получить доступ к этому пирогу, нет необходимости контролировать государства или крупнейшие предприятия. Достаточно прибиться к группе американских бизнесменов второго ряда, но обладающих политическими связями, манёвром для лоббирования, и контролем над несколькими ключевыми чиновниками и сотрудниками спецслужб.
Для примера обойдёмся без бомбёжек и прочих ужасов. Речь идёт об одной из корпораций, которая имела прямое отношение к вспышке Эболы в Африке: на том секретном объекте в Гвинее, где произошла контаминация, под присмотром агентов ЦРУ (кроме физиков-ядерщиков, специалистов по химическому оружию и прочим непрофильным темам) работала группа вирусологов из американской биотехнологической компании «Gilead Sciences».
Штаб-квартира компании расположена в городке Фостер Сити, штат Калифорния, исполнительный директор — доктор Джон Мартин, общее количество занятых порядка четырёх тысяч человек, годовой оборот порядка 11 миллиардов долларов. Основной род деятельности — производство противовирусных препаратов для лечения пациентов, инфицированных ВИЧ, гепатитом, а также против гриппа.
В общем, фирма вполне серьёзная и далеко не бедная, но на руководящего миром монстра никак не тянет. Несколько производимых компанией брендов получили широкую известность, однако нельзя сказать, что имя д-ра Джона Мартина или название «Gilead Sciences» у всех на слуху.
В новостях мы привыкли слышать о баснословных барышах торговцев наркотиками, контрабандистов оружия и прочих криминальных элементов. Приведём лишь один из многих пример из жизни учёных фармацевтов, благородно посвятивших жизнь исцелению наших недугов.
В вышедшем ранее в текущем месяце материале ресурс «Forbes» сетует, что производимый «Gilead Sciences» препарат «Sovaldis» против гепатита С обходится дороговато для жителей бедных стран: http://www.forbes.com/sites/johnlamattina/2014/08/08/even-at-900-per-cur...
В самих США 12-недельный курс обходится в 84 000 долларов, порядка тысячи долларов за таблетку. Всевозможные всемирные организации сейчас пытаются уговорить «Gilead Sciences» сделать им скидки на закупаемые ими курсы лечения для жителей бедных стран.
Мне удалось выяснить, почём обходится этот препарат самой «Gilead Sciences». Они укладываются в сотню долларов. Нет, не за таблетку. За весь курс.
К. Маркс писал: «Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживлённым, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы».
Сколько процентов прибыли даёт цена продажи 84 000 долларов при себестоимости в 100 долларов? Неважно — я ведь не знаю, насколько верна эта теория Маркса в нынешней ситуации, возможно, необходимо ввести поправочный коэффициент?
Да, а утечка (несомненно случайная?) вируса Эбола произошла именно у них. И что им в Калифорнии не сиделось?