Герман Стрельцов. О концентрации ресурсов и мировых дисбалансах.

Для начала приведу несколько цифр, чтобы было понятно о чем пойдет речь ниже. 

Дюжина самых крупных банков на планете, контролируют около половины мировых активов. Наличность, которой оперирует компания Apple, превышает ВВП!!! двух третей стран на земном шаре. О чем говорят эти цифры? О том, что в мире произошла чудовищная (не побоюсь этого эпитета) концентрация капитала в руках немногих. Как человек, работающий в финансовой сфере, приведу один факт. Если концентрировать все активы на одном рынке, то крах неизбежен, это всего лишь вопрос времени, те кто игнорирует данный принцип просто теряют деньги. Именно по этой причине финансисты используют всевозможные системы управления рисками. Но несмотря на различия разных подходов в рискменеджменте у всех у них есть два базовых принципа, на которых он собственно и держится. Это Лимитирование и Диверсификация. Если перевести с "птичьего" на нормальный, то суть звучит следующим образом. Ограничивай суммы активов в одном сегменте, при этом распределяй активы на множество сегментов слабо зависящих друг от друга. То, что мы видим сегодня является полным игнорированием рискменеджмента в гораздо большем масштабе, я бы даже сказал в планетарном масштабе. Концентрация ресурсов в руках ограниченного количества лиц, приводит к кратному возрастанию рисков. Это справедливо даже в том случае, если эти лица сами чутко прислушиваются в своим рискменеджерам на более низком уровне.

Эта тенденция зародилась довольно давно и очень усилилась с момента широкого использования компьютеров, оффшорных зон и систем международных платежей. Причем проблема концентрации капитала в руках немногих корпораций это "головная боль" ВСЕХ!!! государств, так как корпорации начинают все более явно конкурировать с ними. С точки зрения корпораций, сегодня компания работающая и имеющая штаб-квартиру в одной юрисдикции не может считаться большой и надежной. Так как здесь имеются ярко выраженные политические и экономические риски, жестко привязанные к ситуации в одной стране. Выход же за национальные границы дает возможность эти риски распределить. Если же рассмотреть суть любого бизнеса, то это извлечение прибыли. Это означает снижение издержек и максимизации выручки там где это возможно, причем независимо от локации бизнеса. То есть при ведении бизнеса, его владельцы сравнивают цены на сырье и человеческий ресурс не только внутри страны прописки, но и по всему миру и идут туда, где издержки производства минимальны, и продают там, где выручка максимальна. Более того, используя разницу в налоговых режимах разных стран, ТНК серьезно недоплачивают в виде налогов. Как вы думаете почему у большинства развитых западных демократий столь высокий уровень государственного долга? Как раз по причине того, что крупные компании уводят свою прибыль в оффшоры, а правительства вынуждены влезать в долги, чтобы поддерживать социалку и оборону.

К чему это приводит я описал в начале статьи и к тому, что принято называть словом кризис. У чрезмерной концентрации существует еще и психологический аспект. Руководители, приведшие свои компании к уровню, когда они стали крупнее иных государств, начинают испытывать и чрезмерные амбиции. Только если глава государства в большинстве стран избирается путем голосования множества людей, несущих в себе самые разные ценности, что привносит некоторый элемент неопределенности, то глава корпорации обычно назначается его владельцами, которые исповедуют одни, или очень похожие, ценности. Другими словами концентрированные ценности в одной корпорации, наложенные на амбиции и огромные ресурсы, начинают свою экспансию на государства. Это то, что мы имеем на текущий момент.

Сегодня у любой ТНК существует одна серьезная проблема мешающая ее дальнейшему росту, это национальные границы и правительства, ведущие суверенную политику. Именно по этой причине ТНК форсируют создание торговых партнерств, где государственные границы становятся в высшей степени условными, а национальное законодательство все более унифицированным. Но земной шар имеет конечные размеры и бесконечно расширяться не получится, так как с инопланетянами мы торговать еще не научились.

Хорошо это или плохо?

С точки зрения технократического развития человечества это безусловно полезно. Но при этом любая технология, чтобы она стала экономически эффективной, требует унификации и концентрации. Так как сегодня именно бизнес является основным двигателем технического прогресса, то именно он и диктует свои условия. Серьезно ограничивать в текущих условиях бизнес, означает скатиться в прошлое. Сегодня большинство из нас не готовы добровольно отказаться от благ цивилизации и стать дауншифтерами переехав в село. Это реальность и с ней надо считаться.

С точки зрения государства и общества, каждый дееспособный гражданин должен нести свою долю социальной ответственности выраженной не только в своевременной уплате налогов, но и в виде работы, которая могла бы повысить уровень развития общества в целом. К тому же, в функции государства входит поддержание стабильности и обеспечение развития. Если чрезмерная свобода, которая дана сегодня бизнесу приводит к дисбалансам, способным поставить под угрозу стабильность, а ограничение этой свободы приведет к деградации уровня жизни, значит пришла пора начать искать золотую середину, при которой была бы найдена некая точка равновесия интересов.

Государствам нужно начать возвращать себе инициативу и начать играть более весомую роль в определении правил игры с учетом интересов не только бизнес сообшества, но и интересов всех граждан на земном шаре. Здесь я имею в виду не ту бутафорскую роль, которую играют сегодня политики насквозь пронизанные лоббистскими схемами, а полноценное участие в принятии решений и ответственность за их результаты. Не является секретом то, что очень много откровенно посредственных политиков, допустивших много серьезных просчетов, сегодня прекрасно себя чувствуют в разных бизнес структурах и не испытывают никаких угрызений совести. Это говорит о том, что ответственность государственных персон за принятые ими же решения, сильно нивелировалась. Как говориться есть над чем работать.

Если политическое руководство России включится в гонку всемирной глобализации и стирания национальных границ, соблазн на это сегодня очень большой, то мы все рискуем, как говорят спекулянты, купить по максимуму (по самой высокой цене). Соблазн заключается в том, что усиление военной составляющей России, может позволить ей играть очень весомую роль в деле силового обеспечения транснационального бизнеса, так сказать найти свою нишу в большом деле. Это приведет только к дальнейшему увеличению концентрации ресурсов и еще большему росту рисков возникновения потрясений в мировых масштабах.

Всегда надо помнить - рисками можно управлять только лимитированием и диверсификацией. Это правило справедливо не только в финансах, но и в государственной политике.

Герман Стрельцов.

23 марта, 2016 - 10:41