Когда я пишу эти строки, на Восточном побережье США ещё 18 февраля. Таким образом сегодня, 18 февраля, статус заблокированной территории Разведывательного центра имени Джорджа Буша-старшего в Лэнгли, штат Виргиния, был впервые нарушен с момента начала кризиса.
На территорию штаб-квартиры ЦРУ проникла группа сотрудников Секретной службы США для проверки происходящего на месте – под предлогом возможной угрозы безопасности президента. Другими словами, якобы для предотвращения попытки государственного переворота. Группа была встречена у ворот высокопоставленным сотрудником разведки, пригласившим «гостей» внутрь.
Федеральные агенты Секретной службы прибыли без силовой поддержки, только со скрытно носимым личным оружием. Их прибытию предшествовала продолжавшаяся несколько дней серия недоразумений между сотрудниками ЦРУ и местными правоохранителями.
История с термоядерным зарядом была преподнесена властям округа Фэрфакс как захват заложников, что вызвало естественное желание окружного прокурора, муниципальных властей и капитана полиции принять меры, и хотя бы получать подробные доклады. Однако власти штата на территорию федеральной собственности допущены не были, что вызвало их естественное раздражение.
Через некоторое время, убедившись, что им морочат голову сообщениями, что всё под контролем, но ужасно секретно и докладывать не обязаны, местные власти направили высокопоставленного гонца в Вашингтон. На столичный запрос из Лэнгли поступил ответ, что острая часть кризиса завершена, но теперь необходимо разобраться внутри.
В связи с внутренним «разбором полётов» штаб-квартира была и всё ещё заблокирована – чтобы никто не выходил, не выезжал и не связывался с внешним миром по Интернету. Телефонная связь осуществлялась через контролируемый коммутатор. При этом примерно 98% персонала креативно заняты катанием карандашей по столу, и понятия не имеют, о чём речь.
Вопреки моим опасениям президенту об истории с бомбой всё-таки доложили – что она успешно завершена и ведётся внутреннее дознание. По всей вероятности, так и произошло – после того, как директор Национальной разведки Джеймс Клеппер временно отстранил директора ЦРУ Джона Бреннана от исполнения обязанностей до окончания проверки и назначил его заместителя временно исполнять их.
Двое агентов-мусульман добровольно согласились с приказом нового высшего начальства, что бомба больше никуда не едет, а их заменит вооружённая охрана. После чего началось разбирательство в связи с тем, что вся операция с подрывом термоядерного заряда, при помощи которого планировалось уничтожить высшее руководство ИГИЛ, хотя и осуществлялась силами ЦРУ под предположительным покровительством директора Бреннана, не входила в официальные планы государства и даже собственно ЦРУ как организации.
На известном сленге работников спецслужб Центральное разведывательное управление США называют просто «компания». Однако к изумлению проводивших внутреннюю проверку разведчиков – до прибытия агентов Секретной службы – выяснилось, что в «компании» действует, в том числе на самом верху, группа людей другой, настоящей коммерческой компании. Для моих постоянных читателей нет необходимости повторять её название. Только сотрудники, принадлежащие к этой группе, верны не присяге, а интересам второй компании, которая лучше платит, из-за чего и разгорелся весь сыр-бор с термоядерным зарядом.
В Вашингтоне одни ничего не поняли, другие поняли, но ничего не сказали. Время, выпрошенное ЦРУ на внутреннее выяснение обстоятельств, истекло, и в дело вмешалась Секретная служба, агенты которой поняли в происходящем ещё меньше. Во всяком случае, в столице решили, что заблокированная в течение нескольких дней штаб-квартира ЦРУ, откуда от разных фракций доносятся противоречивые сообщения – дело подозрительное. Уж не готовится ли действительно государственный переворот? Решили, что самое время Секретной службе разобраться в происходящем.
С другой стороны, среди тех 2% сотрудников Разведывательного центра, которые в курсе и участвуют в происходящих разборках, сторонники верности присяге оказались если не в меньшинстве, то во всяком случае, не были твёрдо уверены в своём превосходстве. Поэтому ходят слухи, что агенты Секретной службы прибыли именно по их инициативе. В качестве своеобразного подкрепления с полномочиями разобраться.
Как бы ни повернулись дальнейшие события, уже можно с изрядной долей уверенности утверждать, что «ядерных спецопераций» в краткосрочной и даже среднесрочной перспективе теперь можно будет избежать. Как в Ираке, так и, что нас интересует больше, на Украине.
Ничто из рассказанного в этих четырёх заметках, разумеется, не выплывет наружу. Разве что через несколько месяцев, по совершенно другому поводу, в ЦРУ будет принято множество кадровых решений. Разумеется, подчёркиваю, безо всякой связи с этой историей, которую теперь можно воспринимать как очередной страшный сон.