Вот какая картинка вырисовалась на сегодняшний день расследования. Крупнейшие компании мира— это банки Bank of America, JP Morgan, Citigroup, Wells Fargo, Goldman Sachs иMorgan Stanley.
Посмотрим, кто их крупнейшие акционеры. Bank of America: State Street Corporation, Vanguard Group, BlackRock, FMR (Fidelity), Paulson, JP Morgan, T. Rowe, Capital World Investors, AXA, Bank of NY, Mellon.
JP Morgan: State Street Corp., Vanguard Group, FMR, BlackRock, T. Rowe, AXA, Capital World Investor, Capital Research Global Investor, Northern Trust Corp. иBank of Mellon.
Citigroup: State Street Corporation, Vanguard Group, BlackRock, Paulson, FMR, Capital World Investor, JP Morgan, Northern Trust Corporation, иFairhome Capital Mgmt иBank of NY Mellon.
Wells Fargo: Berkshire Hathaway, FMR, State Street, Vanguard Group, Capital World Investors, BlackRock, Wellington Mgmt, AXA, T. Rowe иDavis Selected Advisers.
Дальше проверьте сами. Крупнейшие финансовые компании полностью контролируются десятью институциональными и/или фондовыми акционерами, из которых можно выделить ядро из четырёх компаний, присутствующих во всех случаях и при принятии всех решений: Vanguard, Fidelity, BlackRock и State Street. Все они «принадлежат друг другу», но если аккуратно подбить баланс пакетов акций, то выяснится, что в действительности Vanguard контролирует всех этих своих партнёров или «конкурентов», то есть Fidelity, BlackRock и State Street.
Теперь взглянем на «верхушку айсберга». То есть на несколько, выбранных в качестве крупнейших, компаний в различных отраслях, контролируемых этой «Большой четвёркой», а при ближайшем рассмотрении — просто корпорацией Vanguard: Alcoa Inc. Altria Group Inc., American International Group Inc., AT&T Inc., Boeing Co., Caterpillar Inc., Coca-Cola Co., DuPont & Co., Exxon Mobil Corp., General Electric Co., General Motors Corporation, Hewlett-Packard Co., Home Depot Inc., Honeywell International Inc., Intel Corp., International Business Machines Corp., Johnson & Johnson, JP Morgan Chase & Co., McDonald's Corp., Merck & Co. Inc., Microsoft Corp., 3M Co., Pfizer Inc., Procter & Gamble Co., United Technologies Corp., Verizon Communications Inc., Wal-Mart Stores Inc. Time Warner, Walt Disney, Viacom, Rupert Murdoch's News Corporation, CBS Corporation, NBC Universal...
Кстати, работа над составлением этого (чуть ли не бесконечного) списка, выдержки из которого приведены выше, помогла раскрыть загадку, интриговавшую меня с самого начала вспышки, а затем эпидемии лихорадки Эбола в Западной Африке. Вспышка началась с лабораторной контаминации в лаборатории ЦРУ/корпорации Gilead Sciences в Гвинее, а основным выгодоприобретателем стала Pfizer Inc., казалось бы, не имевшая к этой трагедии никакого отношения.
Невесёлая история, но если вдруг стало грустно, то подумайте об осьминоге. Пускай у него ноги от ушей, но руки из задницы, и задница с ушами, и голова в заднице… и ничего, не жалуется. Грех ему жаловаться. Gilead Sciences, хотя и контролируется корпорацией Vanguard, но всего лишь четвёртая по величине в своей отрасли, и потому «не заслужила» попасть в наш список — но откуда бы ни росли руки, из которых «выпала пробирка», добыча попадает в один и тот же рот.
Заодно стало ясно, почему о роли Vanguard в подобных историях кроме меня никто не пишет. Да попытайся даже какой-нибудь домашний или семейный канал заинтересоваться этой загадкой, как он неожиданно потеряет доступ, например, к контенту Walt Disney, не говоря уже о потере рекламы от Johnson & Johnson с Procter & Gamble и General Motors со товарищи — и может спокойно закрываться под аккомпанемент нотаций от Time Warner, Rupert Murdoch, CBS, NBC Universal и других солидных СМИ: поделом непрофессиональным коллегам, увлёкшимся некачественной журналистикой вообще и теорией заговора в частности.
Кстати, о теории заговора. Никакого заговора в данном случае действительно нет. Чуть ли не в каждой семье, школьном классе, рабочем месте, санатории или доме отдыха, не говоря уже о политике и тайных службах, заговоров полно, но в Vanguard не до этих глупостей, люди делом заняты. Капитализация самой корпорации довольно скромная, и около 15 тысяч сотрудников напряжённо трудятся на своих рабочих местах. Однако Vanguard — менеджеры, технический персонал, а не хозяева.
Vanguard принадлежит управляемым ею фондам и, как следствие — инвесторам в этих фондах. Если достать список этих инвесторов (что очень непросто), то все теории заговора рассосутся сами собой. Процент иллюминатов, врагов Русского мира, жидо-масонов и лиц других нетрадиционных ориентаций в нём примерно таков же, как в телефонной книге Урюпинска или в «Белых страницах» города Чаттануга, штат Теннесси.
Или возьмём другую популярную теорию, о борьбе кланов Рокфеллеров и Ротшильдов. Уже можно успокоиться: все эти люди вместе с Диком Чейни и другими очень уважаемыми господами — инвесторы Vanguard, и ссориться им теперь незачем.
Как раз сегодня в переписке с читателем по имени Георгий мы обсуждали этот вопрос. Проблема большинства аналитиков состоит в том, что в поисках причин явлений, подобных эпидемии Эбола или иракскому, украинскому или другим аналогичным конфликтам, они ищут глобальные геополитические задачи.
В реальной жизни всё гораздо будничнее. Ну не увлекаются эти люди геополитикой. В гольф играют, в поло тоже — если физическая форма позволяет, под парусом ходят, редкие вина коллекционируют, а геополитика — слишком экзотическое хобби. Пусть у политиков голова болит, им за это из наших налогов деньги платят.
Политики же только путаются под ногами людей, делающих этот нехитрый бизнес — и в частности поэтому о нём никто не пишет: интриги нет. Даже особо впечатляющих денежных сумм в каждом отдельном случае нет. Курочка по зёрнышку клюёт, да и не следует забывать, что эти персонажи и без того неплохо зарабатывают. Сверхприбыли в результате конфликтов и катастроф — всего лишь вишенка на их сладком торте.