Из книги Ислама Сайдаева «Убрать свидетеля». Нынешний амир так называемого «Имарата Кавказ» Доку Умаров появился в Грузии незадолго до появления там отрядов Гелаева и Межидова. В боях за Старопромысловский район города Грозного погиб практически весь отряд Умарова, а его самого, тяжело раненного, изрешечённого осколками от снарядов, под днищем грузовика вывезли из Чечни.
Где точно он проходил лечение неизвестно, поговаривали, что во Франции [слухи оказались неточны, см. http://pravosudija.net/article/era-miloserdiya-k-terroru — прим. комментатора].
После выздоровления, мало похожий на самого себя от полученных ран, Доку Умаров появился в Грузии и, как и все остальные чеченские командиры, организовал базу в Панкисском ущелье Грузии. Однако, в отличие от других лидеров НВФ, предпочитавших жить в окружении своих боевиков, Доку жил в основном в Тбилиси, в доме по улице Важа Пшавела, рядом с Антитеррористическим Центром МГБ Грузии, с представителями которого он довольно быстро наладил контакты.
Среди тех, с кем особенно тесно взаимодействовал Умаров, доподлинно известны глава АТЦ Ливан Кинчадзе, сотрудники этой структуры однофамильцы Гия и Ливан Габуния, Серго Америдзе. Наряду с этим, Умаров и его люди активно контактировали с руководителями грузинской внешней разведки, таможенной службы, рядом высокопоставленных должностных лиц министерства обороны.
Несмотря на то, что сегодня Доку Умаров является, по сути, главой исламских фундаменталистов, во времена первой чеченской кампании, будучи в подчинении Руслана Гелаева, он разделял радикальные взгляды своего командира на ваххабитов, не раз заявляя: «закончится война — мы им всем отрежем головы».
Позднее, в ходе второй кампании, сражаясь бок о бок с бойцами Джамаата, Умаров настолько кардинально поменял свои взгляды, что после приезда Гелаева в Панкисское ущелье, у них с Доку не сразу наладился диалог, а впоследствии их отношения и вовсе разладились. До сих пор некоторые сторонники Гелаева считают, что их лидер погиб по вине Доку Умарова, отказавшегося в 2003 году идти вместе с Гелаевым в Грузию, хотя на самом деле к гибели знаменитого полевого командира привело очередное предательство грузинских властей.
[Как мы помним из воспоминаний А. Егорова, ликвидация Р. Гелаева была спланирована Командованием специальных операций (SOCOM) для срыва переброски боевиков с Северного Кавказа в Ирак http://pravosudija.net/article/era-miloserdiya-k-terroru Осталось добавить, что руководство над отрядом Р. Гелаева, фактически подразделением СпН, перешло к Д. Умарову].
... Один из тех, кто особенно тесно контактировал с ведомствами Автондила Иоселиани (внешняя разведка) и Ливана Кенчадзе (АТЦ МГБ), некто Мусса по прозвищу «Мосол», договорился с грузинскими силовиками.
... я выехал в Тбилиси, чтобы встретиться с Али по кличке «Зона», являвшимся представителем Доку Умарова в Грузии и, одновременно, агентом АТЦ, находившимся под опекой одного из руководителей этой организации Серго Америдзе.
Это не проблема, — уверенно заявил Али. — Поезжай в Панкисское ущелье, деньги возьми у Зиявудина Идигова, а с грузинами и турками я вопрос решу через Серго и Муссу-«Мосола».
... Зелимхан Хангошвили призадумался. — Ты прав! — наконец, согласился он. — Меня они точно ликвидируют, да и Лордкипанидзе не отдаст меня живым в лапы русских. Он, конечно, знал о чём говорит, ведь он себе подписал приговор еще тогда, когда во дворе АТЦ вместе с Лордкипанидзе и Гией Габуния готовил два Камаза с оружием, на которых позднее подорвался Шамиль Басаев.
Это были те самые два Камаза, которые еще во время так называемой «антитеррористической операции» 2002 года АТЦ конфисковал с грузом ПЗРК и военной формы у Амжета (Абу Хавса). Я ничем не хочу умалять заслуги российской ФСБ в деле устранения Шамиля Басаева, но мне доподлинно известно, что весьма существенную роль в уничтожении командиров «чеченского сопротивления» сыграли и грузинские спецслужбы.
... Возвращаясь к теме августа 2008 года, нужно сказать, что я так и не вывез беженцев в Турцию, так как всё те же грузинские спецслужбы в сотрудничестве с представителем Имарата Кавказ в Турции Муссой-«Мосолом» сделали всё, от них зависящее, чтобы чеченцы на турецкую территорию не попали.
... Хотел встретиться с Али-«Зоной» и рассказать ему, как они меня подставили, однако и это не удалось. А уж после того, как из Турции пришло сообщение что Муса по кличке «Мосол» убит, разбирательство вообще потеряло всякий смысл (конец цитаты).
Необходимо внести некоторые пояснения. «Мосол» — Муса Атаев, который в 1992 году был начальником управления фирмы «Тюмень-Агда Ф-4». Коммерческим директором этой фирмы был Д. Умаров.
Теперь о том, кто такой Али-«Зона»: http://www.fssb.su/smi-monitor/smi-monitor-terror/100-stalo-izvestno-imya-odnogo-iz-ubiyc-shamilya-basaeva.html (10.01.2013) Али Дабуев (известный также как Руслан Папаскири) был задержан 16.11.2012 г. в стамбульском аэропорту турецкими спецслужбами по обвинению в ряде убийств членов северокавказского подполья на территории этой страны.
По данным Anadolu Haber, участие в убийстве Шамиля Басаева Руслан Папаскири (кличка «Зона», агентурное имя «Призрак») признал в ходе допроса. Агентство отмечает, что «Зона» заявил во время допроса, что Шамиль Басаев планировал атаковать Москву во время саммита G8 и потребовать вывода войск не только из Чечни, но и с территории всего Северного Кавказа.
«Зона» передал эту информацию ФСБ России и получил приказ из Москвы, воспользовавшись представившимся моментом, убить Басаева. Anadolu Haber со ссылкой на спецслужбы Турции утверждает, что именно «Зона» заминировал машину с оружием и боеприпасами, предназначавшуюся для Шамиля Басаева. Турецкий телеканал "D", который спустя сутки посвятил специальный репортаж указанной теме, уточняет, что «Зона» сам признал факт минирования машины по заданию ФСБ.
Примечание редактора: турецкие власти получили показания на Руслана Папаскири (1973 г.р., этнический чеченец, гражданин Грузии) о его «двойном» статусе агента спецслужб Грузии и России, личной ликвидации представителей «Имарата Кавказ» в Турции Ислама Джанибекова в 2008 и Мусы Атаева в 2009 г., участии в подготовке убийства чеченцев Бек-Хажа Мусаева, Рустама Альтемирова и Заурбека Амриева в сентябре 2011 г. в Стамбуле, которое, по его словам, совершили два профессионала-киллера из т. н. «берлинской группы» ФСБ или СВР, приехавших в Турцию под прикрытием российской олимпийской делегации, для которых он подготовил оружие (конец цитаты).
Экс-представитель Чеченской Республики Ичкерия в Грузии Хизри Алдамов в интервью газете «Взгляд»: http://vz.ru/politics/2012/6/21/584644.html (21.06.2012). Теракты, произошедшие в тот период (вторая чеченская война) в Чечне и России, исходили из Грузии. Кроме меня этого никто не знает, но это делали её спецслужбы. И те, что сегодня происходят, организовывают тоже они.
Руководил всеми такими операциями грузинский Антитеррористический центр, который возглавлял Леван Кенчадзе. Потом Саакашвили убрал эту структуру, а все вопросы стал курировать Гия Габуния (проходил обучение в ЦРУ, до 2010 года был главой грузинской военной контрразведки — прим. «Взгляд»).
В результате ликвидации Ш. Басаева в 2006 году человеком №1 в бандподполье Северного Кавказа становился Д. Умаров. Участие в этом Р. Папаскири и АТЦ Грузии с их «американским следом» объясняет многие последующие события на Северном Кавказе.
Необходимо отметить, что заместителем начальника УФСБ по Ингушетии был на тот момент А. Конин. В 2007 году был создан «Имарат Кавказ». При живом Ш. Басаеве эта идея, высказанная А. Астемировым, поддержки не находила.
А. Конин занимал должность замначальника ингушского УФСБ и ранее — в ходе рейда боевиков в Ингушетию 22.06.2004. (Для чего этот рейд потребовался компании Вангард см. http://pravosudija.net/article/era-miloserdiya-k-terroru)
А. Конин выступал с обвинениями в адрес республиканского МВД, которое «проспало» информацию от ФСБ http://izvestia.ru/news/291530.
В свою очередь, руководство МВД Ингушетии эту информацию опровергло. Так же, как президент Ингушетии М. Зязиков. Но в поддержку слов А. Конина выступил начальник УФСБ по Ингушетии Сергей Коряков.
При этом, в ходе рейда боевиков был убит и. о. главы МВД Ингушетии Абукар Костоев, который ранее заявлял, что по территории республики курсируют автомобили, водители которых вместо документов предъявляют спецталон — он выдается сотрудникам спецслужб и запрещает досмотр машин. Такие автомобили въезжают в Ингушетию со стороны Чечни, а те, кто в них находится, ссылаются на некие устные договоренности с главой УФСБ по Ингушетии Коряковым, отмечал Костоев (конец цитаты).
Вероятно, за это и был ликвидирован. Генерал-майор Коряков Сергей Борисович входил в оперативный штаб по спасению заложников, захваченных в Беслане 01.09.2004. В феврале 2005 года был назначен на должность начальника Иркутского УФСБ.
09.07.2006 — погиб при крушении аэробуса.
10.07.2006 — при взрыве погиб Ш. Басаев.
http://www.rg.ru/2006/07/12/general-fsb.html (12.07.2006). В феврале Сергей Коряков давал показания в Беслане в суде по делу террориста Нурпаши Кулаева. Его выступление неоднократно прерывалось возмущенными женщинами из комитета «Голос Беслана». Матери обвиняли генерала в том, что он, будучи начальником ингушского УФСБ, не смог предотвратить захват школы и вовремя обезвредить бандитов. Источники «РГ» в спецслужбах подтвердили, что именно наработки генерала Корякова легли в основу спецоперации [по ликвидации Ш. Басаева].
А началось всё с освобождения сотрудников прокуратуры Надежды Погосовой и Алексея Климова, похищенных в Чечне. Почти год Надежда и Алексей были в заложниках у боевиков. И все это время наши спецслужбы не прекращали попыток узнать об их местонахождении. В конце концов следы преступления привели оперативников в Ингушетию.
Начальник ингушского УФСБ Сергей Коряков лично контролировал ход поисков. Кропотливо, шаг за шагом его подчинённые тогда очертили зону обитания главарей террористов Умарова и Басаева, у которых и находились похищенные. Где появлялись боевики, кто с ними контактировал, кто мог быть связным — все эти ниточки были составной частью той сети, которую плели, в том числе и на будущее, ингушские чекисты для бандитов.
В итоге пленников освободили, причём без выкупа, что в то время было редкостью. Операцией по их освобождению руководил Сергей Коряков (конец цитаты).
Так кто же заметал следы 09.07.2006 года?
Продолжение следует