Возможно, в ход моих рассуждений вкралась ошибка? Не может ведь Вангуард, даже при помощи Фиделити, контролировать всё и вся. Да, они управляют триллионами долларов вкладчиков, но ведь в крупнейших банках тоже не дураки сидят, у них аккумулированы триллионные активы, и при желании они могли бы избрать ту же стратегию. Не конкурируют ли банки с управляющими компаниями, и нельзя ли сыграть на противоречиях? Оказалось, нельзя.
Быстренько просмотрела структуру контроля над четырьмя крупнейшими банками США из первой пятёрки. Почему не удосужилась проверить всю пятёрку? Дело в том, что если активы или хотя бы комбинированные активы и депозиты всех банков первой четвёрки достигают порядка не менее двух триллионов долларов в каждом случае, то нечаянно затесавшийся в первую пятёрку «банчишко» —Bank of New York Mellon —располагает всего лишь какими-то жалкими тремя с половиной сотнями миллиардов, и соответственно, не в состоянии оказать существенное влияние на расклад мировых сил.
Поэтому важно узнать, кто контролирует по-настоящему крупнейшие банки, и начнём с США. На первом месте —JP Morgan Chase с 2,39 триллиона долларов активов. Его крупнейший институциональный инвестор —Vanguard Group, Inc. собственной, так сказать, персоной. В первой десятке инвесторов — инвестиционных фондов — находим Vanguard Total Stock Market Index Fund, Vanguard Institutional Index Fund и Vanguard 500 Index Fund. Всё в порядке, всё под контролем.
На втором месте — Bank of America c активами 2,17 триллиона. Крупнейший институциональный инвестор —Vanguard Group, Inc. В первой десятке инвесторов — инвестиционных фондов — Vanguard Total Stock Market Index Fund, Vanguard Institutional Index Fund, Vanguard 500 Index Fund и Vanguard/Windsor II.
Третье место — Citigroup. Активы: 1,88 триллиона. Крупнейший институциональный инвестор —Vanguard Group, Inc. В первой десятке инвесторов — инвестиционных фондов — Vanguard Total Stock Market Index Fund, Vanguard Institutional Index Fund, Vanguard 500 Index Fund, Vanguard/Windsor II, Vanguard/Wellington Fund, Inc. и Fidelity Contrafund, Inc.
И, наконец, любимец Уоррена Баффета Wells Fargo. Активы: 1,44 триллиона, депозиты: 1,01 триллиона. В списке крупнейших институциональных инвесторов Vanguard Group, Inc. находится всего лишь на втором месте, но это компенсируется первой десяткой инвесторов — инвестиционных фондов: Vanguard Total Stock Market Index Fund, Fidelity Contrafund, Inc., Vanguard Institutional Index Fund, Vanguard 500 Index Fund и Vanguard/Wellington Fund, Inc.
Если экономисты просмотрят с этой точки зрения списки тех мировых банков, которые не испытывают политического давления и других загадочных проблем, то их глазам откроется очень любопытная картина. Пока мы можем лишь констатировать, например, что в банковском деле отсутствует якобы присущая капиталистической системе конкурентная борьба — так как банковская система контролируется из единого центра.
Кроме того, средства вкладчиков, аккумулированные в банковской системе, служат ещё одним мультипликатором усилий тех, кто эту систему контролирует, направленных на установление контроля над самими этими вкладчиками.