Тайны риядского двора

Прошло больше недели с тех пор, как в Москву приезжал и встречался с российским президентом глава Службы общей разведки (Риасат аль-Истихбарат аль-Ама, дословно: Общее Разведывательное Президентство) Саудовской Аравии принц Бандар бин Султан. Казалось бы, такое неординарное событие должно было широко освещаться, хотя бы в российских СМИ. Однако только после публикации на ФОРУМе мск среагировало агентство Рейтер, ссылаясь на которое ресурс NEWSru сообщил, что «Саудовская Аравия якобы предложила российским властям закупить отечественное вооружение и обещала не соперничать с Москвой в поставках газа в Европу в обмен на отказ от поддержки президента Сирии Башара Асада, передает агентство Reuters, ссылаясь на некие источники на Ближнем Востоке и западных дипломатов». Заголовок этого сообщения был «Источники: принц Саудовской Аравии предложил Путину закупить оружие в обмен на отказ от поддержки Сирии». В этом и в ряде других появившихся с большим опозданием сообщений идет речь о сделке на поставки вооружений на 15 миллиардов долларов.

Байку о саудовском соперничестве в поставках газа в Европу спишем на фантазию авторов, однако ни в одном из материалов не указано, кому должно поставляться оружие. Подразумевается, видимо, что Саудовской Аравии, но о таком повороте событий уже кричали бы на каждом углу. В сообщениях, появившихся 8 августа, российская сторона опровергает информацию в этой части: «Нам ничего не известно о таких намерениях саудовской стороны», — сказал источник, комментируя информацию о том, что Саудовская Аравия якобы намерена купить российское вооружение на 15 миллиардов долларов.

Обычно сообщения политиков не вызывают доверия пока их никто не опроверг, но в данном случае я доверяю российскому опровержению; в самом деле, с какого перепугу Саудовская Аравия, которой некуда девать западное оружие последних образцов, станет переходить на российские стандарты? Технология не новая: вбрасывается откровенная туфта, которая впоследствии убедительно опровергается.

Я сообщала ранее, что принц предложил Путину слетать примерно седьмого числа в Каир договориться о поставках с правящими там военными, а королевство оплатит счета. Седьмое число прошло, Путин в Каир не поехал, и этот вопрос, вероятно, решается по другим каналам. С другой стороны, российского оружия на 15 миллиардов для одного Египта, производящего стрелковое оружие, боевые машины пехоты, танки и многое другое, включая баллистические ракеты — многовато.

Поэтому заслуживает большего внимания другая сторона сделки — отказ от поддержки президента Сирии. Подобный разговор ни о чем в этих рамках просто не мог состояться. Речь идет не о протокольном мероприятии, где принято болтать всякую чушь, предназначенную для публикации, а о конфиденциальной встрече профессионалов, где затрагивание этой темы в подобном ключе не соответствовало бы уровню здравого смысла, в наличии которого нельзя отказать обоим собеседникам, тогда как откровенная бессмысленность самой идеи бросается в глаза. В самом деле, единственный успех российской внешней политики за последние годы, кроме дела Сноудена — это последовательная позиция, которую Россия заняла в сирийском вопросе, особенно на фоне метаний всех прочих участников событий за исключением Ирана.

Подвергать ее критике — себя не уважать: Россия заявляет, что защищает свои интересы в Сирии, а свои внутренние вопросы сирийцы должны решать сами, демократическим путем. Никто не сомневается в законности избрания Башара Асада, и все убеждены в том, что если абсолютно честные выборы провести сейчас, то Асад на них победил бы с еще большим отрывом, и не американскому правительству, с трудом удерживающему на своих и натовских штыках такие правительства, «пользующиеся народной поддержкой» как карзаевский режим наркобаронов в Афганистане, говорить о поддержке демократии — уже даже не смешно.

Примерила на наши условия. Вот наскучит Путину возиться с ерундой, уедет он в Германию заняться серьезными делами, а рыбалка и там неплохая; нам назначат, скажем, Навального, а тот в рамках борьбы с коррупцией и чуровскими злоупотреблениями ненадолго — лет на 50 — отменит выборы: неужели из-за такой мелочи США перестанут его поддерживать, пока стоящие за ним олигархи не поссорились со своими американскими банкирами?

Каковы же задачи дома Саудов в Сирии? На встречах с американцами они, разумеется, поддерживают исламских радикалов, на которых поставили США. Перед американскими партнерами принц Бандар чист как слеза младенца, ведь это его служба добыла в бывшей Югославии системы залпового огня для сирийских боевиков. Перед народом принцу выступать не приходится, но его родственники всегда готовы заверить правоверных мусульман, что они-то, хранители Мекки и Медины, и есть самые правоверные. При этом клинических идиотов среди них не замечено, и пилить сук, на котором сидят, они не собираются. Всегда хорошо, когда радикалы действуют во дворе у соседа, но желательно не ближайшего. Поэтому Саудовская Аравия помогает американцам поддерживать Аль-Каиду, но на бомбежки против организации Аль-Каида на Аравийском полуострове американские ударные беспилотники вылетают с баз в Саудовской Аравии (страшная тайна).

В любом случае обоих собеседников заботит одно: стабильность, во всяком случае, когда это касается их интересов. Поэтому в конфиденциальной беседе в Москве принцу не пришлось объяснять, что ему очень не хотелось бы, чтобы на радость Обаме боевики победили Асада и разъехались — кто поближе к Сочи, что должно, вероятно, больше беспокоить принимающую сторону, кто — разогревать арабскую весну на аравийском полуострове для свержения дома Саудов и прочих погрязших в роскоши коррумпированных правителей, продавшихся неверным. Оба собеседника прекрасно понимали, с какой стороны их хлеб маслом намазан, и обсуждали возможность поставки Россией (Саудовская Аравия, как верный союзник США, на это пойти не может) более эффективных систем вооружения Башару Асаду, тогда как Саудиты оплатят и эти счета. Это объясняет как объем сделки, так и российский стандарт, больше подходящий сирийцам, чем тем же египтянам.

В связи с последними событиями в Сирии разговор этот пришелся как нельзя кстати. После освобождения Хомса для сирийской армии и ее союзников открылась дорога на север на Алеппо, однако положение несколько усложнилось, когда северо-кавказская бригада Аль-Каиды «Джейш-аль-Мухаджирин валь-Ансар» захватила авиабазу Минах в 10 км к югу от Алеппо, где базируются вертолеты Ми-8 различных модификаций, осуществлявшие поддержку операций правительственных войск на севере Сирии.

Базировавшаяся там 4-я учебная эскадрилья в течение долгого времени находилась в самом пекле, и в течение войны была вынуждена также самостоятельно решать многие тактические задачи. При обороне базы многие военнослужащие погибли, а сдавшихся в плен ждала та же участь: захватившие базу боевики северо-кавказской бригады вырезали пленных холодным оружием: некоторых старших офицеров обезглавили, другим просто перерезали горло. Несмотря на призыв эмира Доку Умарова оттянуть силы и сконцентрироваться на подготовке к сочинской олимпиаде, хлынувший в Сирию поток российских и других молодых мусульман из бывших советских республик, наряду с турками и европейцами, не ослабевает.

Интерес принца Бандара бин Султана состоит в том, чтобы как можно больше его единоверцев-суннитов из состава этих интернациональных бригад попали из Сирии непосредственно в рай, а не вышли оттуда, даже после ранений, но закаленными в боях. Платить он готов щедро — при условии, что все останется в тайне. Хотя в отношении соблюдения секретности он зря беспокоится, шуметь никто не станет. Не станет же, в самом деле, CNN сообщать, что саудовские союзники США пытаются организовать поставки российского оружия чтобы убивать союзников США из исламских радикальных организаций. Без того в результате последних событий у правительства Обамы в самих США осталось не так много союзников.

11 августа, 2013 - 00:02