Что было?
В ноябре 2013 года в рамках экономической политики, направленной на снижение зависимости от России, Украина подписала соглашение о разработке месторождений сланцевого газа с американской энергетической компанией Chevron. Ранее подобное соглашение было заключено с по преимуществу британской Royal Dutch Shell. По утверждению тогдашнего президента Виктора Януковича реализация этих проектов должна была к 2020 году позволить Украине полностью обеспечить себя газом, а возможно и экспортировать энергоресурсы. Янукович тогда отметил важность подписания правительством страны соглашения об ассоциации с Европейским союзом, после чего «ожидается повышение инвестиционной привлекательности энергосектора Украины».
Януковичу действительно удалось привлечь к своей стране пристальное внимание. В первую очередь базирующихся в США международных корпораций. Они разглядели в стремящейся к евроинтеграции Украине удобный плацдарм для массированного внедрения на важнейший для них рынок Евросоюза. Делиться таким лакомым куском не хотелось, и «группа захвата» была сформирована в первую очередь из энергетических, сельскохозяйственных и военных компаний, контролируемых из единого центра. Этим центром служила компания по управлению активами Vanguard, управляющая средствами влиятельнейших семей, включая Бушей, Виндзоров и Ротшильдов, Чейни, Рокфеллеров и других.
Vanguardинвестирует не только в промышленность и сельское хозяйство, но также, например, в крупнейшие СМИ. Контроль над прессой в сочетании с мощнейшим политическим лобби в Вашингтоне и не только, позволил этой команде легко установить контроль над Украиной и сконцентрироваться на главной проблеме: пресловутой украинской зависимости от России. В процессе её решения можно было заодно и потеснить на европейском рынке российские энергетические компании – не экономическими, а политическими средствами.
Для достижения этих целей требовалось дестабилизировать Украину и обвинить в этом связанную с ней мириадами экономических, личных, семейных и прочих нитей Россию. Эскалация конфликта на фоне слабости украинских силовых структур позволяла обеспечить постоянное присутствие собственных силовиков, причём не просто на самоокупаемости: в ожидании будущих дивидендов материнских корпораций неплохую прибыль приносили и сами принадлежащие им ЧВК. При этом контроль над пожаром, разжигавшимся на большой соседней территории, обеспечивал возможность манипулировать обеспокоенной старушкой-Европой. России в этом сценарии были отведены роли пугала и козла отпущения. Страхи старых поколений европейцев перед российским вторжением должны были в значительной мере облегчить политическое лоббирование проекта.
Надежды
План выглядел выигрышным при любом заранее просчитанном сценарии. Мне удалось описывать ситуацию более точно, чем другие комментаторы, потому что я последовательно исходила из того, что на этот раз заговорщики столкнулись с игроком, видящим поле лучше них. Если бы удалось спровоцировать Россию на полномасштабное вторжение, это реанимировало бы старые страхи и толкнуло Европу в объятия США. НАТО возродилось бы в небывалом объёме, включая «экономическое НАТО» – соглашение о глобальном трансатлантическом партнёрстве по торговле и инвестициям; на шею европейцев удалось бы повесить дополнительные контингенты американских войск, которых США уже не на что содержать. Для ЧВК также нашлись бы заказы. Это сценарий полной победы заговорщиков, и многие умные люди в начале конфликта почему-то полагали, что Россия пойдёт на этот шаг или проиграет.
Ещё в апреле, когда большинство посторонних аналитиков со дня на день ожидали российского наступления, я писала, что подобное развитие событий категорически исключено. Альтернативный вариант, при котором Кремль попытается активно вмешиваться в происходящее и отщипывать от Украины по кусочку, также вполне устраивал заговорщиков. Конечный результат оказался бы тем же, разве что частные военные компании заработали бы ещё больше.
Говоря о «кусочках» Украины, Крым необходимо вывести за скобки: с самого начала конфликта я сообщала, что Россия будет вынуждена защитить свои военно-морские базы на полуострове. Тем не менее очень многие – с обеих сторон конфликта – предрекали независимость юго-восточных областей Украины или их присоединение к России. Мои читатели всегда знали, что ничего подобного не произойдёт, и дело завершится федерализацией Украины. Разве что на менее удобных для Киева условиях, чем до начала АТО.
Разговоры
Несколько дней тому назад эту выдававшуюся мной в течение всей гражданской войны на Украине страшную тайну наконец-то разведал и супостат. Осторожно ссылаясь на солиднейший Der Spiegel, официозная «Немецкая волна» поведала: «Спецслужбы ряда стран НАТО предостерегают от неправильной оценки политики Кремля. По их мнению, президент РФ Путин не стремится к отделению Донбасса от Украины». Правду говорить легко и приятно, и дозволенные речи продолжили оба премьер-министра.
Украинский премьер Яценюк наконец-то признался, что его страна, кажется, не воюет за свою территориальную целостность против невидимой российской армии: «Путину не нужны независимые государства в Донецке и Луганске, так как он знает, что эти государства будут впоследствии зависеть от российских денег. Он не хочет брать на себя эти расходы», – и не сдержавшись добавил, что Путин «хочет оставить эти области в виде некой серой зоны, где он с большой лёгкостью сможет усиливать напряжение, когда ему это будет на руку». В обоих случаях Арсений Петрович оказался как никогда прав.
В опубликованной «Независимой газетой» статье «Россия и Украина: жизнь по новым правилам» председатель правительства России Медведев изящно «возвратил» Донецкую и Луганскую области Украине: «Однако украинским властям – если они действительно считают восточные территории украинскими – все же следует понимать, что налаживание жизни там – это прежде всего зона их ответственности». Во избежание недоразумений он добавил: «как Российская Федерация взяла на себя ответственность за налаживание жизни людей в Крыму, который на референдуме 16 марта вернулся в состав России. Это решение принято, и мы эту тему считаем закрытой. Киев же, судя по последним шагам, ответственность за восточные регионы на себя брать не готов».
Член правительства Дмитрия Анатольевича Сергей Викторович Лавров не оставил в отношении Крыма никаких сомнений: «Теперь Крым стал частью государства, которое в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) обладает таким оружием», — и Россия имеет, «в соответствии с международным правом, все основания распоряжаться своим легитимным ядерным арсеналом в соответствии со своими интересами и в соответствии со своими международно-правовыми обязательствами».
Но это – цветочки. Ягодки содержатся в выраженной министром иностранных дел России надежде, «что те шаги, которые предпринимает украинское руководство, провоцируя отторжение Донбасса, будут остановлены, что курс Киева сменится на диалог с Донбассом и на согласование договоренностей, которые обеспечат равноправное, уважительное проживание на Украине всех её граждан и всех её регионов». А вот и самая сочная из них:для этого следует провести конституционную реформу «с участием всех регионов и всех политических сил».
Политика
Большинство политологов и обозревателей то ли делают вид, что не понимают, о чём говорят все эти люди, то ли не очень интересуются этим вопросом, хотя ответ на него – проще пареной репы, и дать его придётся, хотя и терпеть не могу говорить о геополитике. В отличие от суслика, которого не видно, а он есть, геополитику видят все. Обычно там, где её нет. Тем не менее защита молодой украинской демократии, русского мира, «путинслил» и прочие темы украинского дискурса сводились с самого начала и сводятся в конце концов (кроме, разумеется, барышей ряда лиц) к одному простому вопросу: войдёт ли Украина в НАТО?
Ответ ещё более незатейлив, чем вопрос: нет. Согласно статуту НАТО эта организация не принимает участников, у которых сохранились неразрешённые территориальные вопросы. Даже у Республики Кипр, все гаранты независимости которой, Великобритания, Греция и Турция поголовно входят в НАТО, а два процента территории острова заняты под британские военные базы, несмотря на усилия президента Никоса Анастасиадиса ожидаются большие сложности по подобной причине.
Кроме того Украина без Крыма, или точнее без расположенных там военно-морских баз попросту не нужна Организации Североатлантического договора – а о захвате или возвращении полуострова военным путём могут говорить разве что записные пропагандисты или полоумные.
Игра
Несмотря на это, осторожный играющий (имя этого человека всем известно) заложился даже на самую печальную повесть в мире (если кому-то неизвестно, это козыри четыре на четыре) – и, хоть сам он питерский, по-ростовски в открытую снёс полученные в прикупе ДНР и ЛНР. Американские политики зачастую используют аналогии из игры в покер, в России более склонны использовать шахматы, однако Украина разыгрывается скорее в преферанс.
Теперь представим себе, что в Брюсселе покурили что-то не то и решили принять Украину даже без Крыма, в Киеве официально признали Бахчисарай исконно-посконным русским городом – и вся Украина вошла в НАТО. Гарнизоны Донецка и Луганска получили новейшие системы вооружений, вблизи российской границы развёрнуты ПКП, обеспеченные защищённой связью с КП, тыловым пунктом управления и войсками НАТО. Сосредоточенно трудятся шифровальщики... «и в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! Каково положение?» – мог снова спросить Гоголь – а пацифисты бы ему ответили: прекрасное. ГРУ, например, можно упразднять за ненадобностью. И трижды прав пан Яценюк, говоря о «серой зоне», где Путин с большой лёгкостью сможет усиливать напряжение, когда ему это будет на руку.
Однако по возвращении из фантасмагории к серым будням можно вспомнить, что по словам главы европейской дипломатии Федерики Могерини «ЕС подтверждает, что никогда не признает вхождения Крыма в состав России». То есть эта лазейка для вступления Украины в НАТО надёжно перекрыта. Не признает же Украина легитимность воссоединения Крыма с Россией наперекор позиции ЕС?
Можно также осторожно поинтересоваться, кого же именно «спецслужбы ряда стран НАТО предостерегают от неправильной оценки политики Кремля» – и с какой целью? Тузов в рукавах у предостерегаемых не осталось, но они привыкли к азартным играм, и невзирая на то, что игра коммерческая, рассчитывают в следующей пуле убрать играющего из-за стола, повысив ставки.
Санкции и цены на нефть
В результате уже введённых и опасения новых санкций поток вывозимых в Америку российских средств ослаблен. Вдобавок американский ковбой выстрелил себе в ногу, «организовав» низкие цены на нефть. При самом неудачном раскладе у РФ хватит денег, чтобы продержаться по меньшей мере два года, тогда как у государства-банкрота США – немногим больше шести месяцев; Великобритания и Нидерланды также пострадают.
Если же вышедшая из-под контроля ЦРУ организация «Даиш» отвлечётся от Сирии и немного плотнее (как планировала) займётся Аравийским полуостровом, то у США просто не будет денег, чтобы защитить своих союзников. В особенности в то время, как «плата за страх», поступающая из Саудовской Аравии и Катара, продолжит неуклонно уменьшаться по мере сохранения низких цен на нефть. Генсек ОПЕК Абдулла аль-Бадри уже заявил, что нефть торгуется ниже показателей, которые отвечали бы фундаментальным условиям рынка.
Существует реальная угроза, что в час «Ч» у аравийских нефтяных монархов просто не останется достаточно денег, чтобы оплатить американское военное вмешательство, тогда как последствия перехода полуострова под контроль халифа Ибрагима не так сложно просчитать. Разумеется, этот сценарий конца цивилизации весьма маловероятен по одной простой причине: не позднее чем через несколько месяцев американцы и их арабские союзники будут вынуждены стать «быками» и развить лихорадочную деятельность по раскрутке цен на нефть.
Путин просто подождёт – хотя представление, будто низкие цены на нефть непременно должны отрицательно повлиять на умонастроения российского народа относятся скорее к попыткам выдать желаемое за действительное, нежели к реальности. Нефтяные магнаты как раньше не делились с народом своими поступлениями, так и не собираются делать это в дальнейшем. Кроме того, падение курса рубля позволит им в течение этих нескольких месяцев сохранить рентабельность. При этом падение на мировом рынке цен на энергоносители в среднесрочной перспективе приведёт к удешевлению продуктов питания и товаров широкого потребления.
На данном этапе падение курса рубля уже привело к срыву режима санкций. Бизнесмены не только Украины, но также входящих в ЕС стран Восточной и Центральной Европы уже готовы рисковать уплатой штрафов, пользуясь дороговизной евро для приобретения российских товаров по нынешним ценам. При этом активные действия по срыву санкций против российского экспорта предпринимают не российские экспортёры, а европейские импортёры, и Европа уже жалуется – не на срыв режима санкций, а на демпинг.
Что будет?
Пока бойцы и агенты Vanguardи ЦРУ проводили на Украине боевые и специальные операции, а спецпропагандисты морочили голову населению, Кремль изучал материалы, поступившие от полузабытого Эдварда Сноудена и других источников, и кропотливо работал над разъяснением сути происходящего лидерам важнейших европейских государств. Мягко и ненавязчиво показав при помощи «вежливых людей», почти невидимых «отпускников» и смертоносного «военторга» что как ни старайся, без договорённости с Россией ничего не получится, российское руководство всё же сумело доказать европейцам, что угроза Европе исходит из Вашингтона, а не из Москвы.
Предшествующие посты на эту тему вызвали у одного из моих моего постоянных читателей из Германии желание попросить прощения у своего федерального канцлера за слишком низкую оценку, которую он давал ей ранее. Этот читатель высказал ряд собственных очень интересных наблюдений, и его письма стоит перевести на русский и вывесить. Он полагает, что если моя информация верна, эта бисмарковская политика ставит г-жу Меркель «в один ряд с Аденауэром и Ульбрихтом», что автор письма считал уже невозможным.
В опубликованной The Telegraph статье «Почему Обама должен вывести американских военных из Германии» Том Роган писал:
«За последние несколько недель, пока администрация Обамы пыталась усилить давление на Путина, Германия продвигала другую стратегию. В субботнем интервью радостно потирающей руки Russia Today министр иностранных дел Германии заявил, что кризис в Украине разрешится путём «сотрудничества вместо конфронтации». Санкции, по его словам, это «тупик». В результате автор призывает своего президента перевести американские военные базы из Германии в Восточную Европу, чьи правительства в них «отчаянно нуждаются. Обама должен прислушаться к их зову». Вынуждена расстроить г-на Рогана: его президент не прислушается ни к отчаянному зову восточноевропейских правительств, ни к его мнению.
Американские базы в Европе были созданы для защиты континента от советского вторжения. Теперь о возможности силового вторжения России говорят лишь те, кому отчаянно требуется в это верить. Например американцы, осознающие, что когда немцам надоест нести свою часть многомиллиардных расходов на содержание баз и американского контингента, США придётся отправить десятки тысяч этих людей домой – и гораздо чаще слушать в новостях уже навязшие в зубах сообщения о том, как очередной ветеран расстрелял множество своих соотечественников. Дома их просто нечем занять, а в пустой казне нет средств платить им пособия. У восточноевропейских государств тоже нет лишних миллиардов.
Если Ангела Меркель расскажет Бараку Обаме святую правду о том, что в результате развязанных лауреатом Нобелевской премии мира войн Германия задыхается под напором беженцев, и армейские бараки потребовались для их размещения, США встанут перед неразрешимой проблемой – а федерального канцлера с энтузиазмом поддержит 80% населения. Если немцы и французы надавят ещё чуть-чуть, например, немного затруднив у себя бизнес американских сетей быстрого питания, для государства-банкрота это обернётся катастрофой. Причин для таких и множества других подобных действий и без Украины более, чем достаточно. Европейцы совершенно искренне не понимают, как разведчики могут пытать людей, а полицейские – убивать детей, оставаясь безнаказанными и даже не представ перед судом, несмотря на публикацию отчётов и массовые протесты. Да, и как государство, чьи силовики это регулярно проделывают, может оставаться в ряду цивилизованных.
Ангела Меркель в любой момент может перерезать ниточку, на которой подвешена судьба американской администрации. Она не размахивает своими ножницами публично, предпочитая дружеские увещевания с поглаживанием эго собеседника, но под её мягкими перчатками прощупываются стальные пальцы. В отличие от неё Франсуа Олланд – француз, и будет очень рад возможности открыто сыграть мушкетера против ковбоев.
Бараку Обаме они уже всё объяснили и тот всё понял, а 14 декабря Ангела Меркель и Франсуа Олланд совместно побеседовали с Петром Порошенко. Порошенко тоже понял всё, но надежда умирает последней. Надеется он на Барака Обаму – и совершенно напрасно.
Чем сердце успокоится
Свою победу Кремль скромно отметил изящным bon mot Медведева об Украине и Евросоюзе: «знакомство, которое не закончится браком».
РФ настаивает на неделимости Украины (за исключением Крыма, разумеется) при условии реформы украинской конституции и создания федерального государства.
Европейцы заставят Украину и США на это пойти – в рамках «сотрудничества вместо конфронтации».
С персоналом у региональных правительств проблем не будет. Европейцы уже разъяснили Порошенко, что текст украинского закона о люстрации не соответствует принципам Евросоюза.
С чего всё это начиналось? Ах, да. Chevron вновь последовала за Royal Dutch Shell – на этот раз в отказе от планов участия в украинских проектах. Вероятно, иностранных инженеров и техников сложнее заставить зазубрить русскую фразу «Не стреляй, вот телефон, по которому можно договориться о выкупе», чем наёмников ЧВК.
Почти всё вышеизложенное можно найти в открытых источниках. Добавляю последний, неизвестный общественности штрих. Начался обратный отсчёт: первые 2000 американских наёмников покидают Украину и возвращаются в Венгрию. Сегодня, 16 декабря, они застрелили на КПП Лужанка двоих украинских таможенников, потребовавших сдать оружие. Украинская пресса хранит по этому поводу гробовое молчание. Я обзвонила знакомых, живущих поблизости, в частности, в Берегово, но никто из них ничего об этом не слышал, хотя в подобной местности очень трудно скрыть нечто подобное от соседей. Тем не менее, сведения поступили из обычно надёжного источника. Оставим этот момент под вопросом, но так или иначе, эвакуация бойцов американских ЧВК с Украины продолжается.
Неужели всё завершилось? Нет, ещё несколько месяцев потрепыхаются. Неудобно так говорить о деятельности серьёзных людей, но для борьбы против более умного противника и неумолимого тренда требуется нечто большее, чем желание сохранить позиции.