На днях проскочила информация о том, что саудиты начали вести разговоры о том, чтобы провести IPO для своей крупнейшей и единственной нефтяной компании Saudi Aramco. Тут же "независимые" аналитики начали рассуждать о том, сколько могла бы стоить такая компания, стань она публичной. Например, нефтяной аналитик Мохаммед аль-Саббан, ранее работавший старшим советником саудовского Министерства нефти привел цифру в $10 трлн, об этом написала Wall Street Journal.
Но дело не в этих виртуальных триллионах, а в том, зачем саудитам продавать свою единственную нефтяную компанию, хотя бы и частично уступая над ней контроль? Ответов проглядывается несколько.
Первое. Игра в демпинг стала неприятным сюрпризом не только для сланцевиков США и остальных стран нефтеэкспортеров, но и для самих саудитов. Практически никто из основных нефтедобытчиков, производство нефти особо сворачивать не стал. Спрос на нефть год от года меняется не сильно (даже несколько растет), а низкая цена ведет к тому, что нефтеэкспортеры просто не дополучают десятки и сотни миллиардов долларов выручки. Если кто-то недополучает денег, то и его расходы также подвергаются секвестру, в свою очередь, сокращаются балансы всех тех, кто хоть как то завязан на нефтянку. Еще один немаловажный фактор. Низкая цена ны сырье означает дорогой доллар, а так как КСА критически зависит от импорта именно в долларах, то получается совсем нехорошо, доходы от экэспорта сократились, а расходы на импорт выросли. Другими словами, те персоны в саудовской элите, которые уговорили руководство страны играть на понижение нефти, сейчас явно ловят на себе косые взгляды остальных и подозреваю, что эти персоны тесно связаны именно с Saudi Aramco. Поэтому возможная уступка контроля над "национальным достоянием" в пользу иностранцев как бы должна остудить горячих арабских парней. Да и деньги, полученные за продажу доли в компании были бы сейчас не лишними.
Второе. КСА, затеяв конфронтацию с Ираном и разорвав с ним всяческие отношения, начали игру уже третьем фронте. Первые два это Сирия и Йемен. Все это требует весьма серьезных финансовых ресурсов, которых, как известно, становится все меньше, резервы тают как снег по весне, хотя до нее еще далеко. Разумеется, финансовые возможности КСА и Ирана просто не сопоставимы, но на стороне Ирана вполне может сыграть Россия, а вот что касается саудитов, то здесь возможны варианты. Особенно красноречиво об этом говорит представитель госдепа США Джон Кирби - http://vz.ru/news/2016/1/12/788011.html США не собираются «успокаивать» Саудовскую Аравию, а Иран «может делать и больше для поддержания стабильности в регионе»...
Другими словами, если вдруг запахнет жаренным, то США будет запасаться попкорном. Создается впечатление, что настроения в саудовском истеблишменте близки к истерическим. И даже так называемая коалиция, созданная для операции в Йемене и которую профинансировали саудиты, оказалась пустой тратой денег, так как никакой реальной пользы в достижении целей КСА, она не принесла.
Третье. Допускаю, что совершенно безответственное поведение КСА на рынке нефти, может очень надоесть сильным мира сего и они даже попытаются ввести санкции против этой компании именно за демпинг. Как это обычно делается по отношению к экспортерам других сырьевых товаров. Либо чего еще хуже, вдруг обнаружатся связи в финансировании этой компанией террористов в Сирии.... Такое развитие событий грозит династии аль Саудов полной потерей власти, так как повторю, Saudi Aramco является самым крупным поставщиком валюты в государство. Поэтому уступка частичного контроля над этой компанией, по мнению ее нынешних владельцев, будет некоей страховкой против возможных санкций против нее.
Снижение цен на сырье по всему миру приводит к стагнации мировой экономики. Дефляция, охватившая большинство развитых стран, служит сильным сдерживающим фактором для инвестиций и наращивания производства. Накатывающийся мировой экономический кризис имеет много первопричин, и дефляция при этом (вызванная, в том числе нефтяным демпингом) играет далеко не последнюю роль. То есть, здесь уже поставлены на карту интересы всех крупных экономических игроков, а не только нефтяников. На кону стоит жизнеспособность всей системы.
PS.
Делать какие либо прогнозы, особенно по ситуации касающейся Ближнего Востока, считаю делом крайне рискованным, так как слишком высок процент неизвестных в ближневосточной формуле. Но вероятность эскалации напряженности в зоне персидского залива, выглядит очень высокой. Тем более, что выгоды от этого могут извлечь не только США, но и Россия. Проигравшими же здесь, как обычно окажутся те, кто будет выступать на первых ролях, а именно арабы и персы.