«Дорогие острова»: чем богаты наши Курилы?

Ситуация вокруг Курильских островов продолжает накаляться. Повод для этого дали сами российские власти, неожиданно доставшие из пыльного сундука Декларацию 1956 года, согласно которой допускается возвращение Японии минимум Шикотана и группы островов Хабомаи. Добавил вопросов Дмитрий Песков своей крайне двусмысленной формулировкой о том, что сие «абсолютно не означает автоматической передачи каких-то территорий». 

Гораздо более верным было бы сказать, что передачи никаких территорий просто не будет, но пресс-секретарь президента предпочел избежать однозначных формулировок. А так по смыслу получается, что передача все-таки может быть, только не автоматическая, а с некими «компромиссными» вариантами. Уже появились публикации в популярных СМИ, в которых россиян убеждают в необходимости принять решение властей отдать острова Японии, чтобы получить особенно нам и не нужный «мирный договор». 

Как один из возможных сценариев журналист Петр Акопов называет фактическую передачу островов Токио при формально-юридическом сохранении за ними российского суверенитета. Не исключено, что нечто подобное и может скрываться под так называемой «совместной хозяйственной деятельностью». Посмотрим, что же может уйти в руки японцев при таком раскладе?

В общественном сознании Курилы рисуются некими никому особо не нужными скалами, сиротливо торчащими из океана. Более любознательные видели фотографии захватывающих дух пейзажей этих наших дальневосточных островов. Но самая большая ценность их скрывается внутри и вокруг них. Мы оставим за скобками военно-политическое значение Южных Курил, сделав упор только на их «хозяйственное значение», которым российские власти так щедро хотят поделиться с японцами.

Прежде всего, Южные Курилы – это даже не четыре острова, о чем наслышаны все, а десятки островов, которые скрываются за обозначением «остров Хабомаи». Общая площадь Южных Курил составляет 8500 квадратных километров, а если приплюсовать к этому еще и прилагающуюся акваторию, то от России де-юре или де-факто японцы хотят отторгнуть около 100 тысяч квадратных километров экономической зоны. К слову, эти острова заселены нашими согражданами, общая численность населения составляет около 18 тысяч человек, которым Синдзо Абэ милостиво разрешает «пока» остаться.

Все наслышаны про уникальный возобновляемый источник редкоземельного металла рения, который буквально сам постоянно выходит на земную поверхность из вулкана на Итурупе. Рений необходим для изготовления высокотехнологичной продукции, и спрос на него растет год от года. Уже сегодня за 1 его килограмм дают 2800 долларов, половина спроса приходится на США. При СССР мы получали рений и месторождений в Армении, Казахстане и Узбекистане. Теперь это независимые государства, а к рению могут подступиться союзники США японцы. 

Помимо редкоземельного рения Курилы богаты золотом и иными драгоценными металлами. Например, на Кунашире запасы золота оцениваются в 475 тонн, серебра – 2160 тонн. На Итурупе содержание золота в рудах оценивается совокупно в 300 тонн, а серебра – больше на порядок. Также на Итурупе имеются огромные запасы таких элементов, как германий и индий, плюс молибден, вольфрам, теллур, кадмий, галлий, сурьма и прочие. Из добыча сдерживается лишь отсутствием инфраструктуры.

Кроме того, на островах имеются значительные залежи железа, двуокиси титана и пятиокиси ванадия, измеряемые в миллионах тонн. Это сырье могло бы поступать на переработку на металлургический комбинат в Комсомольске-на-Амуре. И это только наземные залежи, подводных запасов в шельфе гораздо больше: ванадий – 1 миллион тонн, титан – 39 миллионов тонн, железо – 315 миллионов тонн. Также наши острова богаты серой, необходимой в химической и бумажной промышленности. Не обделила природа Курилы и нефтью с газом, а также торфяниками.

Строительство на островах можно вести с помощью местных материалов, например, пемзы, которая имеется в изобилии, и прочих строительных камней. Благодаря вулканам, возможно широкое использование горячих природных вод в качестве источника обогрева. Проливы между многочисленными островами можно применить к постройке приливно-отливных турбин морской электроэнергетики. Предполагается, что возможно будет вырабатывать таким образом не менее 1 Гигаватта электричества. Курильские минеральные воды могут широко использоваться в санаторно-курортном лечении отдыхающих.

Ну и, наконец, биоресурсы островов. В их акватории есть все или почти все: сайра, тунец, треска, анчоусы, кальмары, камбала, осьминоги, креветки, крабы, морские ежи, водоросли, и проч, и проч. Кроме того, возможно выращивание рыбы в закрытой морской среде. 

Хочется задаться вопросом, неужели наши власти сами настолько беспомощны и бестолковы, что запросто готовы все это под благовидным предлогом отдать в разработку японцам?

 

Чем ответит Япония на отказ в возврате Курил?

Заигрывания Кремля с Токио по поводу возможности возвращения Японии Курильских островов могут очень плохо закончиться. Все публичные высказывания Синдзо Абэ свидетельствуют о том, что он считает острова уже лежащими у него в кармане. Препятствием в этой «территориальной уступке» со стороны российских властей является позиция народа, который в абсолютном своем большинстве выступает против. Допустим, Кремль все же «откатит назад» в этом вопросе, но как тогда к этому отнесутся «японские друзья»?
 

Японское общество сильно изменилось за последние десятилетия. Весьма популярными стали реваншистские настроения. В качестве героев представляют военных преступников времен Второй Мировой войны. Токио меняет свою военную доктрину, которая даст возможность нарастить мощь армии и флота. Что, если разочарованная отказом Москвы по Курилам Япония пойдет на крайний шаг и устроит России «Перл-Харбор» и новую «Цусиму»?

У себя на родине премьер-министр Абэ в парламенте заявил дословно следующее:

Суверенитет Японии распространяется на северные территории.

Таким образом, он публично называет Курильские острова не российской, а японской территорией. Также Синдзо Абэ процитировал 87-го премьер-министра Японии Коидзуми в той части, что боевые корабли можно использовать для защиты собственных границ. К чему же клонит наш «японский партнер»?

Морские силы самообороны Японии составляют свыше 120 судов, среди них 36 фрегатов, 3 десантных корабля, 12 эсминцев, 7 сторожевых кораблей, 19 субмарин и т.д. А также в них входят 4 вертолетоносца. Ранее мы рассказывали, что хитроумные японцы приняли решение переоборудовать свои вертолетоносные крейсера «Идзумо» и «Кага» в авианосцы. После небольшой доработки на них смогут разместиться 42 новейших американских F-35B. Так одним махом Токио получает две авианосные ударные группы для защиты своих границ.

Но это еще не все. Япония намерена серьезно нарастить и свою Береговую охрану. Она создана по лекалам американской Береговой охраны и фактически представляет собой второй японский флот, который в случае войны способен выполнять военные задачи. Формально численность сил Береговой охраны Японии невелика – всего около 12 тысяч человек. Но гораздо важнее ее десантные возможности. По планам Токио, к 2020 году на море Береговая охрана сможет выставить 142 судна, включая вертолетоносец и эсминцы, замаскированные под большие многоцелевые суда. За одну неделю этот флот способен перебросить на «северные территории» порядка 200 тысяч мотивированных японских солдат.
Синдзо Аб заявил:

Мы усиливаем и укрепляем систему Береговой охраны Японии (БОЯ) с позапрошлого года в ответ на все более тяжелую ситуацию в водах вокруг Японии.

Формально считается, что подобное усиление связано с противостоянием с КНР из-за островов Сенкаку. Но не является ли все это подготовкой к силовому сценарию в отношении гораздо более легкой цели, которой и являются российские Курилы? Не отольются ли нам потом горькими слезами заигрывания Кремля с Японией по столь болезненному для нее вопросу?

Автор: Сергей Маржецкий

Источник: https://topcor.ru/5511-chem-otvetit-tokio-na-otkaz-v-vozvrate-kuril.html

3 февраля, 2019 - 17:07