Итак, благодаря особому положения руководства своей фирмы (см. Эдвард Сноуден. Предварительные итоги) Сноуден обладал широким доступом к сети АНБ, чем и воспользовался для поиска доказательств незаконной деятельности спецслужб, однако долго перебирать материалы для скачивания он не мог, поэтому качал все, что по его мнению впоследствии могло оказаться важным. Что именно он накачал, и какое значение это имеет, мы обсудим в третьей части, пока же задержимся на том, как Сноуден пытался распорядиться этими материалами и приведем выдержки из хронологии событий.
Все началось с обращения Сноудена к Аарону Суорцу (Шварцу), создателю сайта watchdog.net (сбор и распространение данных о политиках) и соучредителю Demand Progress, группы, призывающей американских пользователей интернета «действовать, контактируя с Конгрессом и другими лидерами, искать методы давления и распространять информацию» о гражданских свободах, правительственных реформах и прочих проблемах; в Гарварде Суорц занимался исследованием политической коррупции. Кроме того, Суорц был компьютерным гением, который мог помочь Сноудену разобраться в некоторых технических деталях. Против Суорца велось дело за скачивание миллионов документов из онлайн-библиотеки JSTOR с целью размещения их в свободном доступе, и несмотря на отказ библиотеки от иска, судебное преследование продолжалось.
11января 2013 года по официальной версии Суорц покончил с собой в Нью-Йорке, не оставив предсмертной записки. На момент смерти Суорцу было 26 лет. Он был выраженным экстравертом, общественным активистом и важным интернет-деятелем; очень странно, что такой человек покончил с собой без предсмертного сообщения. Тем не менее, имя Сноудена тогда не всплыло; по всей вероятности, Суорц просто не знал его настоящего имени.
16 мая 2013 года на слушаниях по вопросам законодательства о вооруженных конфликтах, использования военной силы и разрешения на применение военной силы от 2001 года в комитете сената США по вооруженным силам в ответ на запрос сенатора К. Левина было официально объявлено, что США находятся в состоянии войны, однако народ и Конгресс Соединенных Штатов не вправе знать против кого именно, так как эти сведения составляют государственную тайну.
20 мая Сноуден вылетел в Гонконг.
6 июня полиция произвела обыск в его доме на Гавайях.
8 июня исчез из интернета правительственный сайт сhange.gov с изложением предвыборных обещаний Обамы, включая обещание обеспечивать «защиту осведомителей о злоупотреблениях».
9 июня Сноуден пригласил в Гонконг журналистов, в том числе Гринвальда и Пойтрас, заявив: «У меня нет намерения скрывать, кто я, поскольку знаю, что не сделал ничего плохого». По всем признакам, только с этого момента он стал представляться адресатам своим настоящим именем. Сноуден продолжил тщательно ограниченную рассылку. Кроме «Гардиан», он начал рассылать различные тематически подобранные материалы немецкому журналу «Дер Шпигель», известному журналисту-лауреату из «Роллинг Стоунз» Майклу Гастингсу и специалисту по удаленным компьютерным атакам новозеландцу Барнаби Джеку. В США высказывались опасения, что Сноуден может предоставить секретную информацию Китаю. Сноуден опроверг эти инсинуации, заявив, что в таком случае он давно бы жил в Пекине во дворце.
10 июня Сноуден покинул отель The Mira в Гонконге, рассчитывая найти политическое убежище в Исландии либо в иной стране, которая поддерживает свободу слова. В это время ситуация складывалась следующим образом: Сноуден рассчитывался за гостеприимство с китайскими властями той частью имевшихся в его распоряжении сведений, которая имеет отношение к Китаю, и собирался в Южную Америку. Американцы понимали, что располагая средствами, уже полученными от медийных корпораций, в Южной Америке Сноуден просто исчезнет, и стремились это предотвратить. Параллельно официальным контактам с китайскими властями американцы искали выход на Сноудена через тонга и триады, а также через налаженные англичанами контакты в Гонконге. Китайцы внимательно отслеживали происходящее, но не вмешивались. Между офицерами ГРУ ГШ НОАК и российскими генштабистами проводились консультации по этому вопросу.
11 июня Дмитрий Песков сообщил о готовности России рассмотреть обращение Сноудена о предоставлении политического убежища, в случае если таковое поступит. Позднее данную позицию российских властей подтвердил Сергей Лавров.
18 июня Майкл Гастингс получив файлы, необходимые ему для согласованной со Сноуденом серии статей, сел в свой Мерседес-купе и помчался на нем с целью засесть за работу в безопасном месте. Что произошло с ним, до сих пор неясно. Я несколько раз просмотрела видеозапись с камеры безопасности придорожной пиццерии и не смогла прийти к определенной версии о причине взрыва. В интернете ходили сообщения, будто машина была уничтожена (прямо в Лос-Анджелесе) ракетой, выпущенной с ударного беспилотника, однако эта версия представляется мне маловероятной. Бывший национальный координатор по вопросам безопасности, защите инфраструктуры, и борьбы с терроризмом США Ричард Кларк заявил, что то, что известно о катастрофе «соответствует картине кибер-атаки против автомашины». Он добавил: «Существуют основания полагать, что спецслужбы крупных держав — в том числе США — умеют удаленно перехватывать контроль над автомашинами. Таким образом, если против автомашины Гастингса была проведена кибератака, хоть я и не утверждаю, что именно это произошло, думаю, что кто бы это ни сделал, ему это, вероятно, сойдет с рук». Эксперт-взрывотехник, которого я попросила просмотреть видео, предположил, что произошел направленный взрыв нескольких десятков граммов гексогена или, вероятнее, октогена с добавлением металлического порошка, по всей видимости, помещенного в мобильный телефон журналиста, однако отказался дать заключение без материалов с места происшествия. Так или иначе, два полицейских детектива, первыми прибывшими на место происшествия, говорили что у Гастингса «сгорела голова», тогда как тело осталось нетронутым.
18 июня бывший президент США Уильям Клинтон вылетел в столицу Сенегала Дакар.
На этот момент, на случай если китайцы откажутся выдать Сноудена, у американцев при помощи британцев была подготовлена операция по его ликвидации силами триад в Гонконге. Китайская малина врагу не сказала «нет», но подробно докладывала кураторам о каждой детали полученной из-за рубежа халтуры. Руководство в Пекине было обеспокоено: эвакуация Сноудена или другое грубое вмешательство ради предотвращения убийства провалило бы двойную агентуру по линии триад, а в случае убийства борца за свободу интернета китайскими гражданами на китайской территории китайцы не смогли бы отмыться от подозрений в прислужничестве империалистам.
21 июня в США оглашены обвинения против Сноудена в хищении государственной собственности и разглашении государственной тайны.
22 июня обнародовано, что Госдеп обратился к властям Гонконга с требованием задержать Сноудена и выдать его США. Власти Гонконга отказались, ссылаясь на некорректные формулировки в запросе. Американцы посетовали, что это может «осложнить отношения».
22 — 23 июня офицеры ГРУ ГШ НОАК обсуждали со своими российскими коллегами вопрос прибытия в Гонконг группы агентов ЦРУ, включающей этнических китайцев, с заданием проконтролировать операцию по ликвидации Сноудена. Медлить было нельзя, и был согласован вылет Сноудена «в Южную Америку».
23 июня Сноуден приобрел билет «Аэрофлота» до Гаваны и вылетел рейсом через Москву. Офицеры российского Генштаба вылетают тем же рейсом.
23 июня Сноуден в сопровождении представителя ВикиЛикс Сары Харрисон прибыл в Шереметьево.
25 июня в Лос-Анджелесе совершено демонстративное покушение на полицейских детективов, расследовавших смерть журналиста Гастингса, сопровождавшееся несколькими выстрелами из засады у ворот полицейского участка Уилшир, расположенного неподалеку от места гибели Майкла Гастингса. Две сотни полицейских с вертолетами не сумели найти стрелка, чернокожего мужчину с бородкой. По сообщениям американских источников, мужчина, производивший эти «предупредительные» выстрелы, поддерживал с кем-то радиосвязь, сигналы которой были перехвачены несколькими службами, в частности, ГРУ ГШ РФ, однако их не удалось расшифровать. С этого момента полицейские прекратили делать заявления, противоречащие официальной версии гибели Гастингса: несчастный случай.
26 июня в Дакар прибывает Барак Обама.
27 июня Обама с глазу на глаз встречается с Биллом Клинтоном.
27 июня Клинтон отдельно отбывает из Дакара в Дар-эс-Салам.
1 июля Барак Обама проводит серию конфиденциальных встреч с Джорджем Бушем и Уильямом Клинтоном в Дар-эс-Саламе. О содержании их бесед ничего не известно.
1 июля В. Путин объявил, что Сноуден сможет остаться в России, но «есть одно условие: он должен прекратить свою работу, направленную на то, чтобы наносить ущерб нашим американским партнёрам».
2 июля Дмитрий Песков сообщил, что Сноуден не принял условия Путина.
2 июля правительства Франции, Испании, Италии и Португалии, а также ещё ряда европейских государств запретили самолету президента Боливии входить в воздушное пространство своих стран после вылета из Москвы из-за опасения, что Сноуден находится на борту, в связи с чем самолет совершил вынужденную посадку в Вене.
12 июля верховный комиссар ООН по правам человека заявила: «дело Сноудена свидетельствует о необходимости защищать лиц, которые раскрыли информацию по вопросам, имеющим последствия для прав человека, а также по вопросам, имеющим важность для обеспечения уважения права на частную жизнь».
13 — 20 июля по приказу главнокомандующего произведена самая масштабная за последние 20 лет проверка боеготовности, в которой, по данным Минобороны, были задействованы 160 тысяч военнослужащих, более тысячи единиц боевой техники, 70 кораблей Тихоокеанского флота. В Охотском море 6 корабельных группировок отработали задачи по противовоздушной обороне и обнаружили подводную лодку условного противника. На Сахалине проведены бригадные тактические учения с участием войск, переброшенных из Хабаровска. В полную готовность приведена база стратегических бомбардировщиков. Авиация обеспечивала доставку и прикрытие соединений в Забайкалье, Амурской области и Приморском крае. В рамках мероприятия проводился призыв резервистов. По поручению министра обороны Сергея Шойгу, в Восточном военном округе находился начальник Генерального штаба Валерий Герасимов. Связанный с Пакистанской межведомственной разведкой интернет сайт Пакистан Сайбер Форс сообщил, что в Кремле циркулирует доклад ФСБ, согласно которому проверка боеготовности проводилась в рамках «непосредственного реагирования на сведения, полученные от Сноудена».
25 июля в квартире в Сан-Франциско найден мертвым Барнаби Джек, готовившийся выступить на «Конференции черных шляп» по информационной безопасности в Лас-Вегасе. Барнаби Джек — специалист по удаленному контролю, продемонстрировавший на такой же конференции в 2010 году возможность удаленно управлять банкоматами, снимая наличные без списывания денег с банковского счета. На конференции RSA Security в Сан-Франциско в 2011 году, в период работы на McAfee Security, Джек продемонстрировал взлом беспроводного инсулинового насоса. На прозрачном манекене он продемонстрировал, что может взломать беспроводной инсулиновый насос с расстояния до 100 метров, в результате чего устройство сразу выбрасывает в тело все содержимое, летальную дозу. В 2012 году на конференции BreakPoint по безопасности в Мельбурне Джек продемонстрировал способность убить пациента путем дистанционного взлома кардиостимулятора. На конференции в Лас-Вегасе Джек планировал выступить с докладом по взлому сердечного имплантата, однако получив файлы от Сноудена, изменил свои планы и рассчитывал произвести фурор, приведя, как он поделился с узким кругом специалистов, «неопровержимые доказательства» установления спецслужбами США дистанционного контроля над самолетами, примененными для атаки 11 сентября 2001 года. Барнаби Джек скончался в возрасте 35 лет, и полиция не обнаружила при нем соответствующих магнитных носителей.
25 июля. Правительство США потребовало ото всех крупных интернет-компаний немедленно передать федеральным властям все пароли пользователей.
26 июля президент Белоруссии Александр Лукашенко сообщил о поимке в Белоруссии опасного иностранного шпиона и заявил, что России давно надо было предоставить убежище Эдварду Сноудену. Приятнее всего иметь дело с Александром Григорьевичем: получил подарок — отблагодари человека; не то, что прочие участники событий, которые слова в простоте не скажут.
/Продолжение следует/