Евросоюз. Проблема беженцев — поиски решения. Продолжение

«Военные информационные операции должны быть неотъемлемой частью этой стратегии ЕС»

Прилагаемые ниже документы разработаны специальными органами Евросоюза для борьбы с нелегальной миграцией из стран Северной Африки, охваченных военными конфликтами и их последствием - гуманитарной катастрофой огромного региона.

Стоит напомнить, что М. Каддафи был наиболее последовательным партнером Евросоюза в деле пресечения нелегальной миграции, которая в годы его правления с ливийской территории практически не осуществлялась.

Страны-участницы бомбардировок Ливии теперь пытаются уклониться от приема потока беженцев, попадающих в Евросоюз с ливийских берегов. Ливийское правительство не контролирует в полной мере всю территорию страны и не имеет возможности пресекать нелегальную миграцию, организованную сторонниками ИГ на африканском континенте.

http://ria.ru/arab_ly/20110320/355819089.html (20.03.2011) Ливия заявила о прекращении сотрудничества с Европейским союзом в деле пресечения нелегальной миграции из стран Африки, сообщило ливийское агентство ДЖАНА.

Это решение было принято после того, как западная коалиция в составе Франции, Великобритании и США нанесла ракетно-бомбовые удары по объектам в Ливии. (конец цитаты)

Попытка разделить груз ответственности поровну между всеми членами ЕС была предпринята, но успехом не увенчалась.

http://nsn.fm/hots/evrokomissiya-obsuzhdaet-vvedenie-kvoty-na-migrantov.php (11 Мая 2015)

В ЕС могут ввести квоты на мигрантов. С таким предложением выступил председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. Квота предположительно будет зависеть от объема национального ВВП страны, сообщает РИА Новости со ссылкой на источник в Европарламенте.

В настоящее время около 80 процентов всех заявлений о предоставлении убежища на территории ЕС приходится на Германию, Францию, Великобританию, Италию, Швецию и Бельгию. (конец цитаты)

Хочется вспомнить, кому Европа обязана многократным увеличением потока беженцев с ливийской территории:

http://ria.ru/arab_ly/20110319/355769806.html (19.03.2011)

...Чтобы обсудить планы военного вмешательства, президент Франции в субботу собрал в Елисейском дворце экстренный саммит, в котором приняли участие генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, госсекретарь США Хиллари Клинтон, главы правительств: Британии - Дэвид Кэмерон, Германии - Ангела Меркель, Италии - Сильвио Берлускони и Испании - Сапатеро, председатель Европейского совета Херман ван Ромпей, глава дипломатии Евросоюза Кэтрин Эштон, а также премьеры Бельгии, Канады, Дании, Греции, Нидерландов, Норвегии и Польши.

Арабские страны представляли генеральный секретарь Лиги арабских государств (ЛАГ) Амр Муса и главы МИД ОАЭ, Ирака, Марокко и Катара. Военная операция началась сразу после завершения саммита. (конец цитаты)

Для немногих стран, не принимавших тогда участия в военной операции против Ливии, предложение о введении квот на принятие мигрантов теперь выглядит неубедительно. Нормальная реакция: «Вы бомбили, вы теперь их и принимайте на своей территории»,- думаю, не будет прямо высказана, но отказы в дипломатической форме уже слышны. Причем одной из первых от введения квот отказалась Франция, которую можно справедливо назвать главным инициатором бомбардировок.

Помимо перекладывания ответственности с больной головы на здоровую, европейские страны, наконец, осознали существование проблемы беженцев с берегов Северной Африки, но бороться, как всегда, будут не с ее причиной, а с последствиями. Основной мишенью выбраны плавсредства, на которых беженцы добираются до европейской территории.

Лодки, перевозящие людей из Ливии, являются основными средствами для беженцев, спасающихся от конфликтов в Сирии, Эритрее, Афганистане и на Африканском Роге, чтобы достичь зоны безопасности в Европе. С уничтожением ливийского правительства в 2011 году был заметен резкий рост числа беженцев, направляющихся в Европу из Ливии. В 2014 году, по самым скромным оценкам, более 170.000 человек пересекли Средиземное море из Ливии. Эта цифра составила 60 процентов всей нелегальной миграции в ЕС.

Публикуемый документ предполагает военную операцию против кросс-средиземноморских транспортных сетей и инфраструктуры беженцев. Он детализирует планы по проведению военных операций по уничтожению лодок, используемых для транспортировки мигрантов и беженцев на ливийской территории, тем самым предотвращая достижение ими Европы. Совет военачальников государств-членов ЕС считает, что в этом есть необходимость:

"Привлечь полный спектр наблюдения, разведки и информационных возможностей, доступных для государств-членов и партнеров, и при поддержке Брюсселя (Европейская служба внешних действий)...".

План также признает возможность использования ЕС военной силы против таких групп, как "ISIL в пределах Ливийской суверенной территории", без обязательного привлечения законного правительства Ливии.

Конечная цель операции в документе четко не определена, а заявлено, что в течение года планируется «значительное» сокращение потока мигрантов. Можно зимы подождать — и отчетность будет в порядке — сократится поток мигрантов. Пока отмечается очевидное сходство с военной операцией на территории Ливии: цели изначально не объявлены и не ясны, либо в качестве конечных целей операции заявлены промежуточные — свергнуть режим. Не продумана стратегия действий после достижения промежуточных целей — восстановление экономики, поддержание правопорядка, охрана границ, наконец. Союзники под руководством США, уничтожив режим Каддафи, фактически поддержали Аль-Кайеду и ускорили развал страны на несколько неподконтрольных правительству частей.

Готовясь к действиям с применением военной силы на суверенной Ливийской территории, страны-участники рассуждают об угрозах со стороны контрабандистов, но не вспоминают, что на берегу будут находиться прежде всего беженцы, которые уже отдали последние сбережения контрабандистам от ИГ в надежде достичь безопасной территории. Эти беженцы, уже ранее пострадавшие в местах своего постоянного проживания от бомбардировок союзников или от ИГИЛ, и будут, скорее всего, жертвами силового воздействия.

"Угрозу силой следует признать, особенно во время таких мероприятий, как посадки и при работе на суше или в непосредственной близости от незащищенной береговой линии, либо при взаимодействии с немореходными судами. Потенциальное присутствие враждебных сил, экстремистов и террористов, таких как Даиш [ИГИЛ], также должны быть приняты во внимание ".

Особенно умиляет пункт 33 документа о «неосведомленности о бизнес-модели»: видимо, смотреть правде в глаза в ЕС не готовы. Бизнес-модель проста и незатейлива.

На территориях, подконтрольных ИГ, местному населению преднамеренно создаются невыносимые условия для жизни, подталкивающие к бегству с привычного места жительства. За право выехать с территории, подконтрольной ИГ, за каждого члена семьи выплачивается несколько тысяч долларов отступных. Автобусы, доставляющие беженцев на побережье, принадлежат ИГ, и доход от перевозки беженцев тоже идет в доход ИГ.

Лодки, ожидающие людей на побережье, как правило, угнаны у местных жителей соседних территорий. Стоимость «билета» на такую лодку в сравнении с тем, что люди уже выплатили контрабандистам ИГ, не находящимся в фокусе операции, не так велика, ибо основные деньги они отдали по дороге до моря.

Если еще они будут гибнуть в результате рейдов Европейских сил, когда им уже виден спасительный берег, то религиозными сказками об адских мучениях можно человечество больше не пугать, ибо ад будет очередной раз построен на земле руками европейцев под чутким немецким руководством. Для полноты сходства останется только построить вдоль побережья сараи для складирования одежды погибших беженцев, их волос, золотых зубов и обуви.

Документ отмечает отход от предыдущей военной стратегии ЕС в его явной направленности на гражданскую инфраструктуру в Ливии. Многие страны ЕС, в том числе Бельгия, Болгария, Дания, Франция, Греция, Италия, Нидерланды, Румыния, Испания, Швеция и Соединенное Королевство, участвовали в возглавляемых НАТО воздушных ударах по Ливии в 2011 году.

Правозащитные организации призвали ЕС не оставлять жизни беженцев и мигрантов в опасности. План по борьбе с миграцией признает, что ЕС рискует негативным паблисити "людские потери должны быть отнесены правильно или неправильно, от действия или бездействия, на счет европейских сил". Для управления этими репутационными рисками документы рекомендуют настроить "информационную стратегию ЕС с самого начала", чтобы "облегчить управление ожиданиями". Они также признают: "нужно градуировать военную активность", в частности, в территориальных водах Ливии или на берегу "для того, чтобы избежать дестабилизации политического процесса, вызывая сопутствующий ущерб, нарушая законную экономическую деятельность или создавая восприятие избранных сторон".

И приведу пункты 38 и 39 документа, на мой взгляд, в дополнительных комментариях не нуждающиеся:

38. ИНФОРМАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ: EUMC определяет риск репутации ЕС, связанный с любыми осознанными нарушениями [совершенными] силами ЕС через любое публичное неправильное истолкование ее задач и целей или потенциальное негативное воздействие, которое последует после потери жизни от неправильного отнесения [этих задач] к действию или бездействию сил ЕС. Таким образом, EUMC считает, что информационная стратегия ЕС с самого начала необходима для того, чтобы подчеркнуть цель операции ЕС и облегчить управление ожиданиями. Военные информационные операции должны быть неотъемлемой частью этой стратегии ЕС.

39. EUMC отмечает, что информационная стратегия должна избегать предположения, что цель (внимание!), [в том], чтобы спасти мигрантов в море, но подчеркивать, что цель операции — сорвать бизнес-модель контрабанды мигрантов. Поступая таким образом, операция косвенно [будет] способствовать сокращению потерь человеческих жизней на море. Целевая аудитория должна включать граждан Ливии и северо-африканских региональных соседей.

21 июня, 2015 - 17:59