На ФОРУМе мск появился любопытный материал Николая Полякова «Рассекреченные уши ЦРУ в Джонстауне», за который выражаем благодарность автору. В самом деле, в гибели коммуны Джима Джонса, несмотря на рассекречивание части материалов, до сих пор остаётся больше белых пятен, чем прояснённых моментов.
В течение семидесятых годов прошлого века в большинстве специальных служб проявлялся большой интерес к контролю сознания, использованию психоделических субстанций и прочим экзотическим проектам подобного рода. В качестве исключения можно назвать разве что БНД — не потому, что их не интересовала эта тематика, а в силу того, что в Германии была ещё свежа память об экспериментах доктора Йозефа Менгеле над заключёнными Освенцима.
Коммуна Джима Джонса представляла идеальную базу для подобных экспериментов — почти тысяча американцев в джунглях Гайаны, в отрыве как от собственной, так и от местной социальной среды — но при этом остававшихся американцами, все нюансы воспитания и представлений о жизни и ассоциативного строя которых были открытой книгой для психологов силовых структур.
Эту ситуацию необходимо видеть в контексте периода: если сегодня такому персонажу, как например Тимоти Лири, вряд ли удавалось бы слишком часто встречаться с главврачом психбольницы, то в те времена он не только сотрудничал с ФБР, но и читал лекции в академии бюро в Квантико. В американских спецслужбах ходили слухи об успешном массовом промывании мозгов в СССР и в Китае, и их голубой, тогда ещё несбыточной, мечтой было американское ГУЛаг, тогда как «Джонстаун» представлял им возможность прикоснуться к этой мечте.
Джонс называл себя реинкарнацией Христа и Будды, покрывая таким образом идеологии, последователями которых являлась большая часть населения Земли. Проблема была в том, что обе эти концепции — пацифистские в своей основе — не способствовали эффективной работе над программами «идеальный солдат», «идеальный агент» и тому подобными. Кроме того, было бы неплохо добавить в это блюдо ещё и Маркса — однако было принято решение остановиться на более активном Ленине — и Джонс «стал» реинкарнацией Христа — Будды — Ленина.
Эксперименты над специально отобранными членами коммуны «Храм народов» шли ни шатко ни валко, но руководившие спецсекцией гипнотизёры и контролёры-надсмотрщики вызывали ужас у обычных сектантов. Тем не менее, эта история могла продолжаться ещё довольно долго, если бы не Тим Стоен, бывший адвокат секты и бывший помощник Джонса. Он организовал в США движение «Озабоченные родственники», распространявшее информацию о пытках, наркотиках и прочих странностях, происходивших в Джонстауне.
Джонс понимал, что не стал для силовиков полностью своим, и под политическим давлением Гайана рано или поздно выдаст его США — и в этом вопросе подброшенная ему идея «ленинизма» сыграла с ним злую шутку. Он принял в Джонстауне корреспондента ТАСС и дал ему интервью, в результате которого за год до событий его навестил консул Фёдор Тимофеев и начался «роман» сектантов с СССР. В марте 1978 года они уведомили советское посольство о намерении просить политического убежища, подкреплённом планами перевести в Советский Союз внушительное количество валюты. С этого момента Джонс был обречён: американцы не могли позволить утечки сведений о совершенно секретных программах.
КГБ, со своей стороны, был заинтересован узнать как можно больше, но партийному руководству совершенно не улыбалось заполучить тысячу американцев во главе с лидером, регулярно «беседующим» с Лениным. Оптимальным решением было выдоить у руководства секты все сведения, а затем отправить этих психов, скажем, на Кубу, где Кастро с удовольствием распорядился бы их долларами.
Поэтому Москва для начала согласовала приём делегации от «Храма народов», о чем консул Тимофеев сообщил в Джонстауне 27 сентября 1978 года, однако планы всех сторон были спутали незваными гостями. В результате разоблачений «Озабоченных родственников» 17 ноября в «Город Джонса» прибыл конгрессмен-демократ от штата Калифорния Лео Райан с сопровождающими лицами. Покушение на конгрессмена, осуществлённое сектантом — «подопытным кроликом» программы «идеальный солдат» Доном Слаем было сорвано «обычными» сектантами.
Однако ситуация уже вышла из-под контроля. В присутствии конгрессмена и представителей прессы незаметно уничтожить горы психотропных субстанций, медицинских карт, отчётов об экспериментах и спрятать всех свидетелей не представлялось возможным, поэтому Джонс получил от куратора поручение прибрать всё, что может, а специально обученные люди — приказ «зачистить» самого Джонса и прочие последствия. В результате погибли почти все. Не думаю, что Джонсу прямо приказали убить больше 900 американцев; скорее всего, в суматохе никто не вдавался в детали.
Так или иначе, единственный (в отличие от нескольких президентов) погибший при исполнении служебных обязанностей член американского парламента Лео Райан был в 1983 году посмертно награждён Золотой медалью Конгресса.
Ссылка на материал: http://forum-msk.org/material/fpolitic/10120031.html