Константин Никифоров. Налоговые гавани

Президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер и комиссар по вопросам конкуренции Маргрет Вестагер.

"Налоговые гавани" оказались гораздо ближе, чем думает обыватель. Ими стали, как следует из отчета Европарламента, 7 стран ЕС. 

https://www.icij.org/investigations/luxembourg-leaks/seven-eu-countries-labeled-tax-havens-in-parliament-report/
"Депутаты Европарламента обнаружили, что семь из 28 стран-членов ЕС - Бельгия, Кипр, Венгрия, Ирландия, Люксембург, Мальта и Нидерланды - «ведут себя, как налоговые убежища и способствуют агрессивному налоговому планированию». Эти семь стран  входят в число самых маленьких государств  Европы по численности населения:  вместе они составляют менее 9 процентов от 512 миллионов населения ЕС. Среди них только Бельгия и Нидерланды имеют население более 10 миллионов человек.
Члены Европейского парламента по всему политическому спектру, в том числе консерваторы и социалисты, пришли к такому  выводу после годичного расследования, инициированного тремя проектами Международного консорциума журналистов-расследователей - «  Люксембургские утечки», « Панамские бумаги» и « Райские бумаги» .
В отчетах Международного консорциума журналистов-расследователей и его  более 100 медиа- партнеров за последние пять лет использовались просочившиеся данные от бухгалтерских и юридических фирм, которые показали, сколько их крупнейших клиентов - включая глобальные корпорации, такие как Apple, GlaxoSmithKline, Nike, Disney, IKEA , Koch Industries, Allergan, Skype и другие - тайно проводили  сложные финансовые операции в некоторых из самых маленьких стран ЕС. Эти операции зачастую  мало или вообще не преследовали коммерческой цели, кроме как  создание возможностей уклонения от налогов на остальной части континента и за его пределами.
Именно создание условий для  облегчения уклонения от налогов помогло  некоторым из этих государств-членов ЕС, в том числе Люксембургу и Нидерландам, по некоторым показателям  приблизиться к вершине глобального списка богатейших стран по уровню доходов на душу населения.
Выводы парламентского комитета окажут давление на другие институты ЕС, включая Европейскую комиссию и Совет ЕС, которые до сих пор отказывались признать, что какие-либо государства-члены ЕС являются налоговыми убежищами.
Тема особенно деликатна для главы Еврокомиссии Жана-Клода Юнкера, который до вступления в должность занимал пост премьер-министра Люксембурга почти два десятилетия.
В течение этого времени Юнкер проводил противоречивую, но  благоприятную для бизнеса налоговую политику, чтобы превратить увядающую экономику второго  самого маленького государства ЕС ( в  основе которого лежала металлургия) в популярный региональный финансовый центр для транснационального бизнеса.
Степень секретных налоговых льгот, которые «Юнкерс Люксембург» предоставил глобальным фирмам, была раскрыта в исследовании ICIJ Lux Leaks в 2014 году.
Выпуская доклад для Европейского парламента, Петр Ежек, председатель комитета по расследованию, пояснил, что семь стран ЕС, указанных в отчете, могли действовать безнаказанно в течение многих лет, поскольку они были способны блокировать значимые налоговые реформы в Совете ЕС, где налоговые изменения  должны быть согласованы единогласно всеми государствами-членами. «Мы видим, что это проблема, потому что некоторые государства-члены ЕС явно выигрывают от неправомерной и несправедливой ситуации»,- заявил член Европарламента Петр Ежек.
 Все члены Европарламента в комитете разделяли «большую обеспокоенность» по поводу «отсутствия политической воли» в странах ЕС для решения проблемы уклонения от уплаты налогов и совершения  финансовых преступлений.
Помимо решения вопросов, связанных с уклонением от уплаты налогов, комитет разработал широкий спектр дополнительных рекомендаций. Одно из ее предложений состояло в том, чтобы Комиссия изучила возможность создания специальных финансовых полицейских сил и общеевропейского органа по борьбе с отмыванием денег.
(…)Другие рекомендации включали в себя: поэтапный отказ от так называемых «золотых паспортов», посредством которых граждане стран, не входящих в ЕС, могут получить гражданство в обмен на крупные инвестиции на местном уровне, а также призыв к Соединенным Штатам лучше помогать европейским налоговым органам. Комитет заявил, что информаторам и журналистам-расследователям, работающим в области уклонения от уплаты налогов и мошенничества, следует предложить более эффективную правовую защиту. Депутаты предложили более значительную финансовую помощь информаторам, рекомендовав делать выплаты, аналогичные тем, которые предлагаются в США" ( конец цитаты).

Вопрос: почему Европейская комиссия не расследовала налоговые сделки Lux Leaks?У журналистов есть определенная точка зрения.

https://www.icij.org/investigations/luxembourg-leaks/why-has-the-european-commission-not-investigated-lux-leaks-tax-deals/

"Пять  лет назад, Международный консорциум журналистов -расследователей опубликовал материалы  по  Lux Утечки , показав,  как некоторые из крупнейших корпораций в мире периодически проводили  миллиарды долларов через Люксембург таким образом, чтобы не платить огромные суммы налогов - налоги , которые в противном случае могли бы в конечном итоге поступить в казну  других европейских стран.
Откровения раскрыли более 300 секретных налоговых соглашений, которые Люксембург заключил с глобальными компаниями, включая Disney , Skype, GlaxoSmithKline, Koch Industries и Black & Decker.
В некоторых случаях сделки, известные как «налоговые постановления», позволяли фирмам платить менее 1% налога в Люксембурге.
Второе самое маленькое государство-член ЕС тайно предлагало огромные налоговые льготы в промышленном масштабе. В некоторых случаях просочившиеся документы показали, что чиновники даже предоставляли выгодные налоговые вычеты за «условный процент», то есть притворялись о выплате процентов по кредитам, которые в действительности были беспроцентными.
В 2014 году прозвучали призывы к тому, чтобы новый тогдашний комиссар Европейского союза по вопросам конкуренции Маргрет Вестагер приняла меры.
Если бы было установлено, что налоговые решения Люксембурга дают преимущества привилегированным компаниям, тогда Вестагер могла бы использовать закон о конкуренции ЕС,  который запрещает странам предоставлять государственную помощь привилегированным предприятиям. И  отменить эти сделки и заставить транснациональные  корпорации компенсировать годы недоплаты налогов.
Но Вестагер тогда  отказалась от немедленных действий. «Мы рассматриваем просочившиеся в Люксембурге документы как рыночную информацию», - заявила она журналистам  в ноябре 2014года. «Мы рассмотрим их и оценим, можно ли заводить новые дела».
Сейчас время уходит. К концу подходит пятилетний срок работы нынешней комиссии, а Вестергер хранит молчание. Почему?
В Великобритании Маргарет Ходж, член британского парламента и известный налоговый активист, задала вопрос: «Как мы можем знать, что он ( Юнкер) работает в интересах Европы, когда, будучи премьер-министром в Люксембурге, он эксплуатировал население в каждой европейской стране  в течение десятилетий?» Многие скептики задавали тот же вопрос. Но Юнкер, столкнувшись  со шквалом критики, с комфортом пережил невзгоды в Европейском парламенте. И даже  стал позиционировать себя как поборник налоговой реформы.
«Я сказал, что Комиссия будет бороться с… уклонением от уплаты налогов»,- подчеркнул он. «Я бы хотел, чтобы все поняли, что это не просто слова ради слов. Это во многом является частью намерений Комиссии ».
В частности, он указал на работу департамента Вестергер, который за год до его приезда уже начал правоприменительные действия, направленные на борьбу с уклонением от уплаты налогов ТНК, действующими не только в Люксембурге.

Конфиденциальные налоговые решения, предоставленные Apple, Starbucks, Fiat и Amazon, уже расследуются. А после скандала с Lux Leaks Вестагер запустила дополнительные исследования, касающиеся IKEA , французской энергетической компании Engie и Nike - последние из них в ответ на   сообщение Paradise Papers ICIJ об использовании Нидерландов производителем спортивной одежды для неуплаты налогов.
Многие из глобальных фирм были недовольны. Но вот  Nike расследование Вестагер назвало «бесполезным», в то время как исполнительный директор Apple Тим Кук сказал, что ее действие по налогам на iPhone производителя представляет « полную политическую чушь».
Прошлым летом президент США Дональд Трамп тоже оценил ее действия. Как сообщается, он сказал Юнкеру : «Ваша налоговая дама, она действительно ненавидит США» - очевидная ссылка на тот факт, что некоторые из расследований Вестейгер были сосредоточены на транснациональных корпорациях со штаб-квартирой в США.
В Европе эти вспышки только помогли Юнкеру, позволив ему избавиться от имиджа друга компаний, уклоняющихся от уплаты налогов.
Но, несмотря на публичные столкновения, факт остается фактом: Комиссия Юнкера не расследовала ни одного налогового решения Lux Leaks с момента его опубликования ICIJ четыре с половиной года назад.
И если  Комиссия колебалась, то  прокуроры в Люксембурге не бездействовали. Они установили  личности двух осведомителей Lux Leaks - бывших работников PriceWaterhouseCoopers Антуана Дельтура и Рафаэля Халета - и потратили годы на предъявление им уголовных обвинений вместе с французским журналистом и членом ICIJ Эдуардом Перреином..
Дельтур и Перрен были в конечном итоге оправданы, но дело Халета продолжается. «Я думаю, что все должны поблагодарить как осведомителя, так и журналистов, ведущих расследование», - сказала Вестейгер в интервью 2016 года, когда судебное разбирательство затянулось. Тем не менее, она отказалась от просьбы выступить в качестве свидетеля защиты.
В настоящее время ЕС обсуждает новую директиву, которая расширит защиту лиц, сообщающих о нарушениях, и обеспечит охват таких дел, как дело Lux Leaks. Попытки привлечь к ответственности Дельтура и Халета показали, насколько уязвимыми могут быть те, кто следуют своей совести, без правовой защиты.
В суде прокуроры утверждали, что эти двое не были настоящими разоблачителями, потому что их утечка информации не выявила незаконного поведения.
Этот  аргумент приводит и  Юнкер. Он отказался вдаваться в подробности - заявляя о своей роли в качестве президента Комиссии, или обвиняя журналистов в «оскорбительных вопросах», - но он, как правило, отрицал любую незаконность.
«Фискальный закон всегда соблюдался. Я не знаю никакой нелегальной практики », - сказал он в Европейском парламенте. «Все, что было сделано, соответствовало национальному законодательству и международным нормам», - заявил он журналистам.
В любом случае, добавил Юнкер, Вестагер не будет испытывать никакого давления с его стороны, чтобы помешать завести дела  из файлов Lux Leaks. «Я не собираюсь обсуждать  с г-жой Вестагер  проблемы, которые возникли в Люксембурге», - прокомментировал он. «Если бы меня считали оказывающим чрезмерное влияние, результатом стала  бы огромная потеря моего авторитета как председателя Комиссии, и я, конечно, хотел бы избежать этого».
Вестайгер, несомненно, показала себя смелее, чем большинство политиков, в борьбе с влиятельными корпоративными интересами. Но, тем не менее, она не действовала на Lux Leaks. Вряд ли ее назначат в комиссию на второй срок" ( конец цитаты)..

17 марта, 2019 - 00:10