Если имена исправны, существует порядок.
Если в имянарекании допускается путаница,
возникает смута.
Анналы Люй Бувэя
В российских СМИ (печатных и электронных, в том числе с государственным участием) уже четверть века стало нормой публиковать и озвучивать государственные институты и должности по западным аналогам: президент РФ, премьер-министр, кабинет (или совет) министров, сенат, спикер парламента, вице-премьер (или вице-спикер), омбудсмен и т.д.
Но официально по нашей Конституции нет РФ (тем более рф), есть Российская Федерация или Россия. Соответственно есть: Президент России, Председатель Правительства, Совет Федерации, Председатель Государственной Думы, заместитель Председателя Правительства, Уполномоченный (по или при, а далее варианты, например, Уполномоченный по правам человека) и т.д.
Подчинение на уровне семантики западным культурным кодам препятствует развитию российского самосознания, как уникальной и самобытной цивилизации. Это имеет негативные последствия не только в среднесрочном, но и долгосрочном периоде. Ведь смена культурных кодов – это передовая технология современных т.н. гибридных войн, в том числе войны смыслов.
При этом никто не называет Конгресс США Верховным Советом или Федеральным собранием, Сенат – Советом Федерации, Палату представителей – Государственной Думой, Госсекретаря – Министром иностранных дел и т.п. Случись такое не только американский журналист, но и российский будет подвергнут остракизму, признан профнепригодным (маргинальным) вплоть до увольнения. Аналогичные примеры можно привести в отношении других стран. Британский Кнессет, немецкий Меджлис, французская Шура – для стёба может и подходит, но для новостной хроники или аналитики звучит странно и нелепо.
И хотя в Статье 94 Конституции Российской Федерации есть упоминание парламента «Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации», но это упоминание вполне можно и опустить без потери смысла, как избыточное, поскольку представительный и законодательный орган власти имеет множество имён в разных культурах и «парламент» лишь одно из них. Просто надо помнить, что новая Конституция была принята в декабре 1993 года после жёстких октябрьских событий – расстрела Верхового Совета России, и тогда ссылка на парламент была антитезой именно к Верховному Совету. Далее в тексте нет парламентариев – есть члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы.
Зачастую высшие органы государственной власти именуются по месту – Кремль, Старая площадь, Охотный ряд, что вполне допустимо. Диссонирует Белый дом как Правительство России. Вполне очевидно, что это калька с The White House – резиденции Президента США и Whitehall – улицы и нарицательного имени Правительства Великобритании. И дело не только в подражании. Важнее что в индивидуальном подсознании и коллективном бессознательном два разных объекта под одним именем могут ассоциироваться (отождествляться), подменяться и переноситься относительно друг друга. То есть любой негатив, удар пропаганды по Белому дому США, косвенно отражается на образе Белого дома – Правительстве России в общественном восприятии.
В СМИ давно практикуется написание высших государственных институтов и должностей со строчной буквы, а в социальных сетях и электронной переписке уже и имена-фамилии людей с маленькой буквы становятся нормой. Но то, что допустимо в соц. сетях не должно становиться правилом, особенно для федеральных СМИ с государственным участием. Заглавная (прописная) буква – это маркер субъекта, статуса и власти. Так Президент России – это институт государственной власти, независимо от человека и нашего отношения к нему, а «президент» –должность коих много. Российский Президент – глава государства, а «российский президент» может быть и руководителем компании.
Кстати, это хорошо понимали в СССР, где правила для всей печати были одинаковы. Сегодня прямое директивное нормирование властью всех СМИ приведёт к обратному результату. Поскольку вызовет внутренний протест и фронду среди части творческой интеллигенции, молодёжи, политической оппозиции и т.д. Начнётся зубоскальство над властью и публичное нарочитое нарушение норм, что и является начальной задачей наших противников в гибридной войне.
Лучшим вариантом в нынешних условиях будет косвенное управление, то есть создание культурной традиции, которая регулируется не законом, а этикой. Как? Мягко и иронично в стиле М.Н. Задорнова высмеивая то, что в Советском Союзе называлось низкопоклонство перед Западом и космополитизм. Ни в коем случае не скатываясь в оголтелую травлю, придерживая истеричных пропагандистов, норовящих лоб себе расшибить. Проводя чёткую границу между критикой и безграмотностью, ведь мы не пишем имена людей, кто нам не по нраву, названия нелюбимых городов, стран, с маленькой буквы. То есть правила русского языка и употребление правильных названий должны стать культурной нормой, а их нарушение меткой маргинальных невежд, недоучек и смысловых иноагентов.
Разумеется, тема имён в политике огромна, а уж неуместный и навязчивый англицизм с 1992 года неисчерпаем, каждый может что-то вспомнить. Приведём ещё несколько примеров.
Знаменитый деловой район Москва-Сити, где расположены в том числе федеральные министерства, заметим не Москва-Град, не Москва-Бург, а копия с Лондон-Сити. Представьте себе Арбат в Лондоне с британскими министерствами, это в принципе возможно? Хорошо хоть в столице улицы Уолл-стрит нет.
В политический лексикон на смену Средней Азии пришла Центральная Азия. В Советском Союзе Средней Азией назывались земли союзных республик – Казахской ССР (частично), Киргизской ССР, Таджикской ССР, Туркменской ССР и Узбекской ССР. А Центральной Азией соседние территории, например, Ирана, Афганистана, Пакистана и пр. Сегодня этот регион именуется Центральной Азией по западным стандартам, поскольку в западной политологии «Средняя Азия – часть Центральной Азии, находившаяся под управлением Советского Союза в период с 1918 по 1991 год».
Но ведь до сих пор постсоветские республики находятся в жизненно важной зоне интересов России и входят с нами в политические, экономические и военные союзы. Казахстан (ЕАЭС, СНГ, ОДКБ), Кыргызстан (ЕАЭС, СНГ, ОДКБ), Таджикистан (СНГ, ОДКБ), Туркменистан (ассоциированный член-наблюдатель СНГ), Узбекистан (СНГ). Поэтому имя Средняя Азия – это знак не только геополитических интересов России, но и сохранения общего исторического цивилизационно-культурного пространства Большой России (Великой Тартарии, Российской империи, Советского Союза, растущего Евразийского экономического союза).
Уже много лет идёт дискуссия о возвращении городу-герою Волгоград имени Сталинград. Было принято решение называть его так несколько раз в году по праздникам. Однако учитывая вклад И.В. Сталина в становление СССР как мировой державы можно пойти дальше, опираясь на компромиссный прецедент: город Санкт-Петербург, а область Ленинградская. Например, Сталинград и Волгоградская область.
Муниров В.Ф. № 79 от 29.09.17
P.S.
1. После поправок в Конституцию России 2020 года вместо «член Совета Федерации» появился «сенатор», тем самым породив алогизм – Сената нет, а сенаторы есть. Более логичным (по определению это представитель) стало бы, например, «делегат Совета Федерации».
2. После начала СВО и размежевания с Западом тема исправления имён и чрезмерных заимствований была поднята на высшем политическом уровне, внесены очередные важные поправки в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации».
3. В сентябре 2023 года Национальная комиссия Украины по стандартам государственного языка постановила, что написание таких слов, как «Российская Федерация», «Россия», «Москва», «Московское Царство», «Российская Империя» и «Государственная Дума Российской Федерации», строчными буквами в неофициальных документах больше не будет считаться ошибкой. Тем самым подтвердив тезис про маркер маргинальных смысловых иноагентов.
4. Рано или поздно вновь встанет вопрос о названии должности руководителя государства. Предложенный ранее В.В. Жириновским вариант Верховный Правитель дискредитирован ещё А.В. Колчаком во время Гражданской войны. Поскольку Президент является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации, а в регионах руководят главы субъектов Российской Федерации, то вполне разумным может быть название Верховный Глава России.
26.09.23