Существует устойчивое мнение, что русины на Украине находятся в таком же притесненном состоянии, как и крымские татары в Крыму.
Когда Европа и Украина вспомнила о правах татар? Только тогда, когда понадобился дестабилизирующий фактор. Какова ситуация с русинами? Украина разве пытается учитывать их интересы? Можно ли рассчитывать, что ЕС обратит внимание на требования русинов и других национальных меньшинств на Украине?
Русинский фактор выходит на новый уровень? В общем — вопросов много.
Имидж, создаваемый СБУ так называемому русинству, — это существование якобы «истинного русинства». Также звучат сообщения о том, что «Всемирный конгресс подкарпатских русинов, возглавляемый Джуганом, открыто пророссийский проект — и искусственно созданный для распыления умеренного актива Всемирного Конгресса русинов, который существовал еще с конца прошлого века».
— Можно ли рассчитывать, что ЕС обратит внимание на требования русинов на Украине? Или Запад будет настаивать на «единой и неделимой» Украине, обвиняя меньшинства в сепаратизме?
— Что касается крымских татар, если их сравнивать с русинами, то можно привести еще совсем недавнее высказывание Джемилева относительно того, что русины — это сепаратисты, русины — такой дестабилизирующий элемент на Украине. Это с одной стороны. С другой — тому же Джемилеву было поручено Америкой вести подрывную работу. Значит, слова Джемилева — это уже заявления не просто физического лица, а антирусского и антироссийского лидера. Он, по моей информации, целый миллиард долларов получил из Америки — из русинского фонда. И пусть вам не покажется странным, что именно из русинского фонда. Это говорит о том, что такое отношение к русинам не только конкретно у Джемилева; это один из элементов общей политики Украины, ЕС, США. Это важно понимать.
Изменится ли отношение ЕС? Изменится — и очень скоро, когда русины воочию представят все свои титулы не только Украине. Дело в том, что русины объединили титул Подкарпатской Руси и УССР, а также некоторые другие территории, где притесняют русинов. Речь идет в первую очередь о Румынии и даже Венгрии. Они могут стать автономными республиками УССР. Возможно, это покажется шокирующей информации для вас и читателей, но над этим идет работа. Там, где русинов притесняют, открывшиеся факты перевернут ситуацию с точностью до наоборот.
— То есть ЕС просто поставят перед фактом?
— Да. Титул — это святое, он базируется на мандате и арбитраже, который гарантируют США. Другой вариант: мы этот мандат и арбитраж заберем у США, как ни парадоксально. Но именно так обстоит ситуация.
И последнее — относительно сепаратизма и прочего, что «вешают» на русинов. Я сейчас говорю от имени русинов в планетарном масштабе — как обладающий титулом. Русины однозначно выступают за единую Украину, но не Украину «уэнэровскую», а УССР. В принципе, такой сценарий даст возможность разрешить проблему по Крыму и притязания со стороны западного мира. И, естественно, проблемы войны в ДНР и ЛНР, их дальнейший статус.
— Какова сейчас обстановка в Закарпатье? СБУ продолжает жестко преследовать лидеров русинского движения?
— Я скажу так: всех, кого они могли преследовать, до кого могут добраться в Закарпатье — они уже подробили, покрошили, перепугали, застращали. Остались те, которые вне досягаемости. Сейчас действуют через родителей. Недавно был обыск у родных главы Всемирного совета подкарпатских русинов — Василия Михайловича Джугана. В итоге — запугали, мать с инфарктом; взяли при обыске русинские флаги, значки, книги. Вот оно какое — лицо СБУ, так называемое толерантное отношение ко всем национальностям. Те, кто высунется, — они их просто «обнуляют», как тут принято выражаться.
— Сейчас каких действий вы ждете от России? Следует ли нам активно поддержать русинов в их борьбе за свои права? Или и так достаточно проблем с Донбассом — и не нужно влезать в новые проблемы, чтобы не усугублять?
— Я считаю так: возможно, вы снова сочтете парадоксальным, но сейчас, скорее, от русинов России нужна помощь. Те титулы, которыми обладают русины, — это именно то, что даст возможность разрешить украинский кризис, не влезая в войну, не употребляя разные слова; такие как «агрессия», «аннексия» и прочее. Именно русины могут это сделать. А относительного того, надо ли России к нам «внедряться», помогать… К сожалению, я просто изнутри на себе прочувствовал: это пока нереально.