Как и положено настоящему правозащитнику, День прав человека, как и День Конституции Л. Пономарев провел под арестом «за репост» информации о подготовке протестных действий родителями студентов, обвиняемых по делам «Сети» и «Нового величия». Попрощаться с Л. Алексеевой его суд не отпустил. Совет по правам человека при президенте РФ при непосредственном участии президента РФ, отдав дань памяти правозащитнице Л. Алексеевой, перешел к «заслушиванию» «личного дела» Пономарева Л. А.:
«Мы же с вами не хотим, чтобы у нас были события, похожие на Париж»
Владимир Путин пообещал СПЧ подумать об изменениях закона о митингах
Президент Владимир Путин на встрече с новым составом Совета по правам человека (СПЧ) допустил возможность изменения закона о митингах, однако отметил, что и в рамках действующих правил «есть возможность находить компромиссы». О необходимости внести изменения в закон заявил глава СПЧ Михаил Федотов, напомнив об аресте на 16 суток правозащитника Льва Пономарева за репост сообщения о шествии в поддержку фигурантов дел «Нового величия» и «Сети».
Встреча обновленного СПЧ с президентом прошла сразу после прощания с главой Московской Хельсинкской группы Людмилой Алексеевой, поэтому ее упоминали практически все члены совета. «Для Людмилы Михайловны, уверен, вечная память отмечается не мемориальными досками и присвоением имени школам, хотя об этом тоже стоит подумать, а выполнением поручений, которые она диктовала до последнего дня»,— сказал глава СПЧ Михаил Федотов. Он напомнил, что в составе обновленного СПЧ Людмила Алексеева боролась за освобождение 77-летнего правозащитника Льва Пономарева. «Это заставляет вернуться к вопросу о совершенствовании законодательства о митингах и демонстрациях и формировании культуры свободы собраний. Без издевательских отказов в согласовании, без "неопознанных" казачьих нагаек, но и без провокаций со стороны организаторов»,— заявил глава СПЧ.
При этом он напомнил, что 31 декабря 2009 года Людмилу Алексееву саму задержали на несанкционированном митинге на Триумфальной площади в Москве в защиту 31-й статьи Конституции, которая декларирует свободу собраний. А уже 31 октября следующего года «она смогла найти компромисс с мэрией и добиться согласования митинга на той же самой площади».
Владимир Путин заметил, что об изменениях закона о митингах «надо подумать» и «принять взвешенное решение». «Вы добавили — она умела находить компромисс. Значит, в условиях действующего закона есть возможность эти компромиссы находить, если есть желание их искать»,— сказал он. По поводу Льва Пономарева президент сказал, что «ему трудно» ставить под сомнение справедливость решения суда, однако пообещал дать поручение о проверке генпрокурору Юрию Чайке. Из подготовленной ему справки он понял, что «речь шла о призыве к несанкционированным митингам». «Мы же с вами не хотим, чтобы у нас были события, похожие на Париж, где разбирают брусчатку и жгут там все подряд? Страна потом погружается в условия чрезвычайного положения»,— заявил он.
Про дела «Нового величия» и «Сети» президент признался, что «впервые слышит» о них. «Это был перепост сообщения (не призыва!) о прогулке родителей детей, проходящих по двум очень сомнительным делам — так называемым делам "Нового величия" и "Сети". Это плохие дела, Владимир Владимирович, там были пытки, провокации и очень тяжелые последствия для здоровья молодых девочек, одна из которых несовершеннолетняя»,— сказал Николай Сванидзе. По данным Михаила Федотова, сотрудники ФСБ применяли пытки электрошокером в отношении фигурантов дела «Сети». В военно-следственном управлении пришли к выводу, что электрошокеры применялись, но не ради пыток, а для воспрепятствования побегу из микроавтобуса. По мнению господина Федотова, правоохранители боятся проводить проверки, когда в деле замешана ФСБ. Владимир Путин возразил, что сотрудники ФСБ «не работают в этих автобусах», там работает Росгвардия или полиция, но пообещал дать поручение о проверке фактов применения пыток.
Николай Сванидзе также обратил внимание президента на арест историка и главы карельского «Мемориала» Юрия Дмитриева. При этом он добавил, что «на протяжении двух лет одна из старейших правозащитных организаций вынуждена работать с клеймом иностранного агента», и попросил дать поручение Минюсту проверить законность включения «Мемориала» в реестр.
Михаил Федотов предложил воссоздать комиссию при президенте по помилованию (сейчас свои предложения направляют в администрацию президента региональные комиссии). По данным главы СПЧ, в 2000 году, когда комиссия работала, президент помиловал 12 836 человек, а за весь 2014 год были помилованы всего двое. Кроме того, СПЧ предложил президенту подумать над проведением амнистии к 25-летию Конституции, а 12 декабря — День Конституции — вновь сделать нерабочим днем.
Обратили правозащитники внимание президента и на пытки в колониях, в связи с чем призвали расширить в тюрьмах систему видеонаблюдения, а также обеспечить доступ к ней членам ОНК. Президент осудил практику содержания в камерах СИЗО по несколько десятков человек, согласился с тем, что сотрудникам исправительных учреждений необходимо повысить зарплату, но с предложением разгрузить тюрьмы с помощью поправок в УК, которые позволят депортировать на родину иностранных граждан, совершивших нетяжкие или среднетяжкие преступления, отклонил. «За одно и то же деяние россиянин может оказаться за решеткой, а иностранец просто отправиться на родину. Это какое наказание для него?» — ответил президент.
Сам Владимир Путин обратил внимание на нарушения прав россиян за рубежом. Член СПЧ Александр Брод предложил МИДу и Общественной палате делать доклады о нарушении прав россиян и представлять их в ООН. Владимир Путин согласился с тем, что эту работу нужно вывести на «системную основу».
Слегка попугав телезрителей беспорядками во Франции, которые отнюдь не Л. Пономарев организовал (у него железное алиби - он в кутузке сидит), решили «не подвергать сомнению справедливое решение суда»... Справедливое ли?
И «Закон о митингах» оказался «не так уж и плох», раз Алексеева «сумела найти компромисс с мэрий». (Представляю себе «поиски» этого «компромисса»! Людмила Михайловна в 2009 году раздала интервью всем интересующимся СМИ и «нашим», а главное «не нашим», - ВВС, радио «Свобода», «Голос Америки», и прочим. СМИ донесли информацию до своих правительств, а дальше... Кому ж из московских чиновников захочется прослыть в глазах Вашингтонского обкома нарушителем прав человека? Чиновники тоже люди, им и детей учить надо, и за покупками, и в отпуск слетать..., вот и пошли на компромисс. В те годы еще дамоклов мечь санкций над ними не висел, а теперь-то наши чинуши будут еще более склонны к компромиссам. Жаль, что компромиссы с ними надо будет искать по- прежнему при посредничестве Госдепа...)
Л. Пономарев компромисс найти не смог, а может, и не искал, просто честно выступил в защиту оболганных русских студентов... Судя по тому, что положение арестованного до сих пор не изменилось, невзирая на то, что Л. Алексеева успела перед самой своей смертью высказаться четко и ясно: Л. Пономарева надо немедленно освободить.
И власть искать компромисс с Л. Пономаревым пока не собирается... Подождем немного. Думаю, после столь громкой посадки уважаемого правозащитника, не только его дело будет «на контроле» в Госдепе, но и дела, фигурантов которых он защищал, - «Сети» и «Нового величия».
Не моргнув глазом, президент увязал мирный протест против полицейского беспредела с беспорядками во Франции. Поздравляю, гражданин соврамши! На всякий случай объясню разницу: во Франции выдвинуты политические и социальные требования, протест хорошо организован определенными силами, хоть формально это подается, как «протест без лидера». Л. Пономарев же поддержал вполне определенные требования — дать по рукам зарвавшимся следакам-инициативникам, которые решили сделать личную карьеру на волне «борьбы с экстремизмом», калеча человеческие судьбы. Дела «лепили» «на коленке», понадеявшись на правовую безграмотность фигурантов и отсутствие внутригосударственных правовых механизмов защиты от фальсификации доказательств и от провокации спецслужб по уголовным делам. Думали, что до Страсбурга далеко, они еще успеют получить очередные звания и повышения в должности, а когда Страсбург присудит фигурантам компенсации от Российской Федерации, пройдет много времени, и, по сути, пересмотр приговоров уже на карьеры следователей не повлияет.
Но нашелся Дон Кихот, поддержавший мирный протест против беспредела инициативников, скандал дошел до президента и перспектива получения новой звездочки на погоны растаяла, как дым. Почему растаяла? Так все просто: президент начинал свою профессиональную деятельность в структурах, куда инициативников на работу не брали. Инициативник в штате спецслужбы опасен тем, что в собственных шкурных интересах занимается дезинформацией руководителя структуры, а те в свою очередь, представляют искаженную информацию на самый верх. Потому, если «царь настоящий», то в самое ближайшее время этих выдумщиков должны тихо уволить, а структуру, запятнавшую себя изготовлением туфты для высших эшелонов власти должны расформировать или реорганизовать. Чужой опыт их не научил, я имею ввиду опыт борьбы Госнаркоконтроля с ветеринарами: ветеринары здравствуют и поныне, а функции Госнаркоконтроля переданы в 2016 году МВД.
Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) являлась федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.
5 апреля 2016 года Указом Президента Российской Федерации ФСКН России упразднена, а её функции и полномочия переданы в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации с июня 2016 года, образовав объединённое Главное управление по контролю за оборотом наркотиков МВД России. Ликвидационная комиссия ФСКН России работала до 1 июля 2018 года.
Ликвидация ФСКН не означает, что государство перестало бороться с наркотиками, а это означает, что теперь эту борьбу возглавили люди, не замеченные в имитации полезной деятельности и во втягивании начальства в международные скандалы. Вот что интересно, после реорганизации ФСКН закончились статьи в прессе и про «дела ветеринаров», и про «дела пекарей» и про «химиков» и прочая туфта и очковтирательство. Сотрудникам спецслужб на примере ФСКН надо помнить, что спецслужбы создавались для решения серьезных государственных проблем и никакой инициативник не сможет бесконечно долго куражиться над собственным начальством... особенно, если на самом верху пирамиды власти работает профессионал спецслужб, прекрасно помнящий, как во времена СССР поступали с инициативниками. - немедленно увольняли с волчьим билетом.
Правда, чужой опыт пока еще никого и ничему не научил... «Борцуны с репостами» в результате «успешной» спецоперации, по предотвращению протестов родителей, завершившейся арестом Л. Пономарева, надеюсь, в самое ближайшее время приобретут свой собственный опыт, который, как известно, сын ошибок трудных... А пока суд да дело, да еще и праздники, - День прав человека и День Конституции - один сидит, другие празднуют...
Начальник антиэкстремистского управления МВД может покинуть свой пост
Начальник Главного управления МВД по противодействию экстремизму генерал-майор Тимур Валиулин скоро может быть отправлен в отставку, сообщил «Интерфаксу» источник, знакомый с ситуацией.
«Валиулин вскоре может покинуть должность», — сказал он.
Напомним, господин Валиулин был назначен на эту должность в сентябре 2012 года. Ранее он был главой Центра по противодействию экстремизму московского главка полиции. Тимур Валиулин находится в списке людей, против которых Минфин США вел санкции.
После короткого обсуждения «личного дела тов. Пономарева Л. А.», известные и уважаемые люди во главе с президентом, стыдливо опуская глаза, продолжили заседание совета, перейдя к обсуждению других тем, например, к подготовке мероприятий по случаю празднования столетия со Дня рождения А. И. Солженицына.
Лучшие представители российской власти, инстинктивно чувствуют, что в условиях спада экономики, которому нет предела в обозримом будущем, не плохо бы подкинуть народу хоть что-то. Если денег в казне нет от слова совсем, надо дать хоть национальную идею подкинуть, или предложить кандидата на роль «совести нации».
Поиск национальной идеи начался еще при жизни Нобелевского лауреата, но с тех пор так и не увенчался успехом. Вообще, метания власти в поисках национальной идеи сильно напоминают анекдот брежневских времен:
Про Брежнева (его правда, лучше вслух рассказывать)
Совещание. Идет обсуждение какого-то вопроса.
Брежнев потихоньку задремал...
Обсуждение зашло в тупик. Срочно требуется новая идея...
Вдруг Брежнев встрепенулся (в смысле проснулся) и сказал: И де я... Иде я...
Все радостно подумали - вот, наконец-то появилась хоть какая-то идея!
Брежнев продолжает : Иде я... Игдея... И где я нахожуся?
С идеей явно не задалось, да и с предлагаемым кандидатом на роль совести нации все не так однозначно: народу, знаете ли, не нравится, когда его бесконечно призывают только каяться за чужие грехи, в данном случае — за «сталинские» репрессии.
Мемориальную доску Солженицыну разбили после установки
В Гусь-Хрустальном вандалы повредили мемориальную доску, установленную к 100-летию со дня рождения писателя, лауреата Нобелевской премии Александра Солженицына. Об этом сообщается в группе «ВГУСЕ.РУ» в соцсети «ВКонтакте.
Памятную доску установили 10 декабря, а уже 11 декабря ее разбили неизвестные...
Тогда уж властям надо быть последовательными: не только зачитывать списки жертв, но и публиковать фамилии палачей, а еще обнародовать количество пострадавших, основывая свои выводы на госархивах, а не на художественной литературе в качестве основного источника информации.
Вассерман: иллюзии о Солженицыне давно развеяны:
В общем, судя по заседанию Совета, после смерти Л. Алексеевой ситуация с правозащитой обстоит не блестяще, национальную идею пока не нашли, а на роль «совести нации» лучше другую кандидатуру поискать...
Но «законодательная мысль» не дремлет, и ощущает, что народ своих парламентариев, как бы это помягче сказать.... недолюбливает, вот они и подкинули «свежую» идейку: сажать не только «за репосты», но и за «неуважение к государству»
В Государственную думу внесен пакет законопроектов, который запрещает публиковать в СМИ и интернете недостоверную информацию, создающую угрозу жизни граждан или массового нарушения порядка. Документ, опубликованный на сайте нижней палаты парламента, подготовил глава комитета Совета Федерации по законодательству Андрей Клишас в соавторстве с другими парламентариями.
Сенаторы предложили наказывать за публикацию в интернете материалов, выражающих "явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам, Конституции Российской Федерации и органам, осуществляющим государственную власть" в России.
За публикацию таких материалов предложили ввести штрафы в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей и административный арест на срок до 15 суток, если в публикациях нет "уголовно наказуемого деяния".
Изменения предлагается внести в статью о мелком хулиганстве в Кодексе административных правонарушений (статья 20.1). Также авторы второго "цензурного" законопроекта предлагают внести поправки в закон "Об информации" и блокировать доступ к страницам, где размещены "неуважительные" материалы.
Кроме того, в Госдуму внесен законопроект о запрете публиковать в интернете и в СМИ недостоверную информацию, которая может спровоцировать массовые беспорядки и создать угрозу для жизни и здоровья людей. За подобные публикации предлагается налагать штрафы.
Максимальные штрафы для компаний составят от 400 тысяч до 1 миллиона рублей. А физические лица будут платить от 3 тысяч до 5 тысяч рублей. Для должностных лиц предусмотрен штраф от 30 тысяч до 50 тысяч рублей.
"Предлагаемая инициатива продолжает политику обеспечения информационной безопасности, защиты законных прав личности и общества в информационной сфере при соблюдении права на свободу информации", - сказано в пояснительной записке к законопроекту.
В СПЧ законопроект назвали "нелепым и немыслимым"
В Совете при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) сочли нелепым законопроект о штрафах и арестах за публикации в интернете, выражающие "неуважение к государству". Член СПЧ и руководитель информационно-аналитического центра "Сова" Александр Верховский считает немыслимым предложение законодателей.
"Это просто немыслимое дело. Конечно, можно сказать, что лучше, чтобы граждане выражались вежливо, а не в неприличной форме, но я не думаю, что это вообще мыслимо делать таким образом", - сказал Верховский "Интерфаксу".
По мнению члена СПЧ, это, возможно, делается по аналогии с тем, что нельзя материться в публичном месте. "Но если на то пошло, почему именно на государственных деятелей материться плохо, в адрес других граждан хорошо, что ли?" - добавил он.
"Какая-то нелепость просто. Массовые штрафы, конечно, последуют, это же неиссякаемая база образуется, люди же все равно не перестанут материться", - отметил Верховский.
В общем, помимо лайков и репостов, наших законодателей теперь волнует извечный российский вопрос, задаваемый только собутыльникам в пьяном виде: «Ты меня уважаешь?».
Срочно надо организовать в ГД для авторов законодательной инициативы коллективный просмотр миниатюры М. Жванецкого в исполнении А. Райкина «Дефицит». Может хоть так они поймут, что «новое общество», которое они пытаются своими инициативами отстроить, — это старый добрый «совок», только без медицины, без образования, без гарантированного минимума социальных прав и без социальных лифтов. Пакет законов «об уважении» уважения депутатам уж точно не прибавит, как и государству, «в защиту» которого они этот закон придумали. Кстати, «общество справедливости» не такая уж плохая национальная идея, вы не находите?
Идея «уважения к власти» в качестве национальной тоже не пролезет, хоть принимай закон, хоть нет. Не вызывает современная власть у народа никакого уважения. Ни законом, ни целым пакетом законов ситуацию не исправить... Власти надо срочно освобождаться от дураков и инициативников, а страшнее дурака, только дурак с инициативой, причем, с законодательной. Вот даже ГИБДД ввело мораторий на внесение изменений в правила, «которые всех только путают...» Может, и ГД объявить мораторий на законотворчество, хоть ненадолго, пока работа государственных органов окончательно не застопорилась? Вот такие мысли навеял прошедший День Конституции.