Сергей Алексашенко. Прячут концы в воду?

Я много раз критически отзывался о бессмысленной, на мой взгляд, программе санации банков, которая так полюбилась всем ее участникам (Минфин, ЦБ, АСВ). Расходы на финансирование этой программы уже превысила полтора триллиона рублей, а с учетом процентов, которые предстоит выплатить, федеральному бюджету предстоит заплатить намного более 2 триллионов рублей.  
Схема до банальности проста:

ЦБ сквозь пальцы смотрит, как разворовывается банк, у которого исчезает не только капитал, но и средства клиентов; после этого те же люди в ЦБ, которые надзирали за этим банком принимают решение о том, что его надо спасать (хотя из 30 случаев санации еще не один банк не смог восстановить полноценные функционирование); опять-таки те же самые люди выбирают банк, который будет санировать фактического банкрота и принимают решение о том, сколько денег на это благородное дело нужно выделить;  после этого те же самые люди выдают АСВ кредит на 6-8-10 лет под 0,5% годовых (я не оговорился – под пол-процента в год); после этого на этот раз уже не все, но те же самые люди в более узком составе едут в здание АСВ, где, уже будучи членами Совета директоров АСВ, принимают решение о выдаче миллиардных кредитов под 0,51% годовых банкам-санаторам. После этого банк-санатор на все полученные деньги покупает у Минфина ОФЗ под текущую доходность и получает гарантированный доход, а Минфин из средств федерального бюджета на протяжении этих 6-8-10 лет платит процентный доход по облигациям в пользу банков-санаторов, а по окончании срока обращения ОФЗ должен будет вернуть полученные в долг деньги.

Справедливости ради, следует сказать, что чуть более 20% от затраченных полутора триллионов санируемые банки погасили какими-то активами, переданными на баланс АСВ, реальная стоимость которых, правда, никому не известно, т.к. информации о том,  что это за активы,  зачем они нужны АСВ, что АСВ с ними сделало или собирается сделать  - на сайте АСВ не имеется.
Поскольку внятных и прозрачных критериев, какой банк нужно спасать, а какой – нет, никогда не было, и уж тем более к анализу предлагаемых планов спасения никто кроме чиновников не привлекался, то, очевидно, что денег ушло много, а с результатами – как говорил, Виктор Степанович, «получилось, как всегда». Более того, по прошествии некоторого времени стало выясняться, что выделенных денег стало санаторам не хватать, и в ЦБ полетели многочисленные просьбы «подбросьте немножечко», ведь, «те , что ты выслал на прошлой неделе, мы давно уже съели!» 
 
Кому-то, например, банку СМП, которым владеет членкооперативаозеро по фамилии Ротенберг, отказать было никак нельзя; кому-то устраивали допрос с пристрастием, но в итоге все равно приходилось выделять деньги. То есть взваливать на бюджет все новые и новые долги. А бюджет у нас теперь, как известно, сидит без денег, и любая незапланированная копейка расходов  доводит до белого каления министра финансов (по совместительству председателя Совета директоров АСВ). Мне думается, что это – нескончаемый поток новых решений о выделении денег – стало одной из главных причин проведенной недавно зачистки в надзорном блоке Банка России.
Когда мне вздумалось оценить итоговые результаты деятельности уволенных «надзирателей», я по привычке пошел на сайт АСВ в надежде скачать привычную таблицу о программах санации, их условиях и объемах выделенных денег. И … этой таблицы на привычном месте я не нашел. Получается, что чиновничья кошка хорошо почуяла, чье мясо съела, и решила спрятать всю информацию о «съеденном мясе». Чтобы никто неудобных для чиновников вопросов не задавал.

Придется этих чиновников разубеждать: информацию найдем, вопросы задавать будем и персонально ответственных называть тоже будем.

PS У меня имеется таблица, о которой я говорю, по состоянию на 1 октября 2015 г. Если у кого-то есть более свежая версия, поделитесь, пожалуйста!

Источник: http://www.saleksashenko.com/2016/10/blog-post_19.html

2 ноября, 2016 - 13:46