Если сделать шаг назад и проанализировать сложившуюся ситуацию, можно констатировать, что конфликты, которые в течение шестнадцати лет обескровили весь Ближний Восток от Афганистана до Ливии, обусловлены региональными стратегиями мировых держав, а не гражданскими войнами. Анализируя цели и тактику этих конфликтов, Тьерри Мейсан делает вывод о готовящихся новых конфликтах.
В конце 2010 г. началась серия войн, изначально представленных в качестве народных восстаний. Сначала Тунис, а затем Египет, Ливия, Сирия и Йемен были вовлечены в «Арабские вёсны», которые, по сути, были повторением «Великого арабского восстания 1915 г.», организованного Лоуренсом Аравийским, с той лишь разницей, что на этот раз опора делалась не на ваххабитов, а на Братьев-мусульман.
Все эти войны были тщательно спланированы Соединённым Королевством, о чём свидетельствуют документы Форин-офис, попавшие в руки британского комплотиста Дерека Пэсквилла [1]. За исключением бомбардировок Триполи (Ливия) в августе 2011 г., они использовали не только технику ненасильственной дестабилизации Джина Шарпа [2], но и методы ведения войн 4-го поколения Уильяма Ленда [3].
Британский проект «Арабская весна» был взят на вооружение американскими армиями, и в сочетании с проектом американского генштаба использован для разрушения устоев и государств в регионе, как это было сформулировано адмиралом Артуром Цебровски, развито Томасом Барнеттом [4] и проиллюстрировано Ральфом Петерсом [5].
Во втором квартале 2012 г. после того, как США и Россия 31 июля подписали соглашение о новом разделе Ближнего Востока, напряжённость, казалось, слегка снизилась.
Однако США вскоре отказались от своей подписи. Вторая война началась в июле 2012 г. в Сирии, а затем перекинулась на Ирак. За небольшими отрядами боевиков последовали вооружённые формирования джихадистов. Это уже не была война 4-го поколения, это была классическая позиционная война, сочетавшаяся с тактикой Абу Бакра Наджи [6].
Теперь, согласно работам Робина Райта [7], стремление предупредить возобновление шёлкового пути дополнилось двумя предыдущими целями, когда о своих амбициях заявил Китай.
Тучи вновь сгустились в четвёртом квартале 2017 г. после разгрома ДАИШ в связи с тем, что в этот конфликт были инвестированы такие суммы, что сторонники продолжения войны не могли отказаться от своих целей.
Была сделана попытка возобновить враждебные действия с помощью курдского вопроса. После первой неудачи в Ираке, вторая попытка была осуществлена в Сирии. В обоих случаях это подтолкнуло Турцию, Иран, Ирак и Сирию к объединению против внешнего врага.
В итоге, Соединённое Королевство решило действовать по прежнему плану с опорой на Братьев-мусульман и с этой целью создало «Малую группу», о которой поведал Ричард Лабевьер [8]. В эту тайную структуру вошли Саудовская Аравия, США, Франция и Иордания.
США, со своей стороны, руководствуясь стратегией «Поворота в сторону Азии» Курта Кэмбелла [9], приходят к решению сконцентрировать свои силы против Китая.
А на Западе продолжают думать, что конфликт, опустошивший Ближний Восток от Афганистана до Ливии, обусловлен борьбой народов за демократию.
Перевод: Эдуард Феоктистов
[1] When Progressives Treat with Reactionaries. The British State’s flirtation with radical Islamism, Martin Bright, Policy Exchange, September 2004. “I had no choice but to leak”, Derek Pasquill, New Statesman, January 17, 2008.
[2] Making Europe Unconquerable: The Potential of Civilian-based Deterrence and Defense, Gene Sharp, Taylor & Francis, 1985.
[3] “The Changing Face of War: Into the Fourth Generation”, William S. Lind, Colonel Keith Nightengale, Captain John F. Schmitt, Colonel Joseph W. Sutton, Lieutenant Colonel Gary I. Wilson, Marine Corps Gazette, October 1989.
[4] The Pentagon’s New Map, Thomas P.M. Barnett, Putnam Publishing Group, 2004.
[5] “Blood borders - How a better Middle East would look”, Colonel Ralph Peters, Armed Forces Journal, June 2006.
[6] The Management of Savagery : The Most Critical Stage Through Which the Umma Will Pass, Abu Bakr Naji, 2005. English version translated by William McCants, Harvard University, 2006.
[7] “Imagining a Remapped Middle East”, Robin Wright, The New York Times Sunday Review, 28 septembre 2013.
[8] « Syrieleaks : un câble diplomatique britannique dévoile la "stratégie occidentale" », Richard Labévière, Observatoire géostratégique,Proche&Moyen-Orient.ch, 17 février 2018.
[9] The Pivot: The Future of American Statecraft in Asia, Kurt M. Campbell, Twelve, 2016.