В течение всего дня обсуждала с людьми, обладающими необходимым «информационным фоном», причины бунта в украинском отделе в Разведывательном центре им. Джорджа Буша, Лэнгли, штат Виргиния.
Сегодня утром по местному времени были задержаны 12 из оставшихся в живых сотрудников украинского отдела. Никто в ЦРУ не помнит ничего подобного в истории управления.
Судя по методу, которым были подавлены нарушения дисциплины, и по тому, что убийство пятерых кадровых сотрудников, среди которых по меньшей мере трое занимали высокие должности в центральном аппарате ЦРУ, по всем признакам останется безнаказанным, можно предположить, что новый глава Национальной тайной службы, на которого президент Обама возложил надежду, что тот присмотрит за непотопляемым директором Джоном Бреннаном, пока не справляется с этой функцией.
В рамках реформы управления, некоторых работающих на Вангард «оборотней» удалось подвинуть с некоторых ключевых позиций — но далеко не всех и не со всех. При этом за событиями в украинском отделе нам с собеседниками не удалось выявить политической подоплёки.
В Вангард настроены любой ценой продолжать эскалацию конфликта на Украине. Разоблачения, которыми располагают европейские лидеры, и успешно оказываемое ими давление на администрацию Белого дома лишь подстёгивают стремление корпорации продемонстрировать под фальшивым флагом невиданные зверства пророссийских «террористов».
Тем самым европейские лидеры будут загнаны в угол: даже если вы не верите, что злодеи пришли с Донбасса, а убеждены, что это дело рук американцев, — видеоряд по телевидению налицо, и общественность требует положить этому безобразию конец. Поставки оружия, разумеется, лишь отдалят его, но в публичной политике логика не работает.
Усилия по лоббированию увенчались успехом: Вангард удалось противопоставить Обаме обе палаты Конгресса. В результате позиции их человека в Лэнгли, директора Бреннана, далеко не так ослаблены, как можно было ожидать.
Так что или кто стоит за подавленным бунтом, чьи интересы? Ничьи. С одной стороны, опытные кадровые сотрудники опасались за «честь мундира»: слишком много провалов и утечек связано с украинской операцией, и слишком велик риск разоблачения. Они боялись, что в случае провала именно их и сделают козлами отпущения.
Но действовали и другие человеческие факторы. Одно дело — враг, пророссийские сепаратисты, включая их семьи и соседей. Сотрудникам ЦРУ не привыкать к причинению «сопутствующего ущерба». Совсем другое — дети украинских союзников и пациенты украинских больниц.
Дело не только в ответственности, которую понесли бы сами сотрудники в случае разоблачения. Даже их собственные дети подверглись бы остракизму: твой папа убивал детей других христиан.
И, наконец, воспитание. Далеко не все шли служить в ЦРУ, мечтая обслуживать корпорации ВПК в распиле бюджета любой ценой. Многие верили, что veritas vos liberabit. На старом здании комплекса в Лэнгли высечено по камню: «And Ye Shall Know the Truth and the Truth Shall Make You Free» — «и познаете истину, и истина сделает вас свободными».
Им не удалось сжиться с такой истиной. Евангелие от Иоанна не проповедует убивать христианских младенцев — даже ради свехприбылей уважаемых, и без того богатых соотечественников.
Они оказались какими-никакими, но христианами, а потому не сумели выжить в Лэнгли в наши непростые времена. Прости, Господи, прегрешения их. Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя.