За новостями про майдан в Белоруссии и отравление Навального, новости экономики и падения благосостояния россиян ушли на второй план. Между тем, ситуация уже приближается к критической и причина тут не только в коронабесии, хотя оно и помогло кризису. Как сообщили СМИ со ссылкой на исследования НАФИ, 72% семей в России взяли как минимум один кредит за последний год, а средняя кредитная задолженность на домохозяйство по России с начала года увеличилась на 12%, или на 37 тыс. рублей и дошла уже до суммы 323,8 тыс. рублей. Становится все больше тех, кто уже не может оплатить кредит, при этом, как «Катюша» писала ранее, пик неплатежей придется уже на следующий год и для антиправительственных выступлений будет нужен только тот, кто пообещает эти кредиты списать.
По данным Росстата, реальные располагаемые доходы во II квартале 2020-го упали на 8%. За последние пять лет реальные располагаемые доходы в основном снижались. Небольшой рост и то не без игры статданных, был зафиксирован в 2018 году — 0,1% и в 2019-м — 1%. Всего за последние 10 лет доля семей с кредитами выросла в три-четыре раза. И если бы только это. Вот только в этот раз падение доходов кратно усиливает поголовное кредитное рабство, которое без увеличение доходов скоро либо приведет к массовой нищете, либо выведет народ на улицы, либо и то и другое. Как сообщили «Известия», со ссылкой на исследования НАФИ, три из четырех (или 72%) семей в России взяли за последний год как минимум один кредит. Для понимания, в 2017 году ВЦИОМ оценил долю семей, где хотя бы один из членов брал кредит за последние 12 месяцев в 57%. Средняя кредитная задолженность на домохозяйство по России с начала года увеличилась на 12%, или на 37 тыс. рублей, до 323,8 тыс., отметила руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева. Уровень закредитованности семей (исчисляется как средний долг к доходу), по ее словам, составил 30% во II квартале 2020 года. То есть, треть от всех заработанных денег у людей уходит на погашение кредитов.
И это в среднем, где как мы помним, доходы как голубцы – у одних мясо на миллионы, а у других капуста с 15 тыс. в месяц. Ровно так же обстоит дело и с закредитованностью, где больше всего брали не москвичи и питерцы, где зарплаты в разы больше, нежели в провинции, а именно глубинка. Жители Москвы и Санкт-Петербурга за последний год пользовались потребительскими ссудами существенно реже, чем заемщики в среднем по стране — 28% против 51%. И брали не под покупку жилья под маткапитал, машины и путешествия, а именно потребительские кредиты - его за последний год брали 51% банковских клиентов, подсчитали аналитики. По 14% пришлось на оформлявших ипотеку. 8% покупали в долг автомобиль. Притом, речь тут идет далеко не только про телефон в кредит, а например, образовательные кредиты, которые вчера правительство решило уменьшить до 3% для тех, кто сможет его оформить и пройти все круги банковского ада. Все больше берут кредиты для покупки самых обычных вещей и одежды, которых раньше вообще не было в списке кредитования.
Само собой, берут их точно не те, кто способен купить сразу. Как итог средняя «просрочка» за аналогичный период выросла на 1 тыс. рублей — до 14,3 тыс., отметила правозащитник. С высокой долей вероятности граждане, которые взяли льготный период по кредитам, в конечном счете вынуждены будут пройти процедуру банкротства, поскольку не смогут вернуть долг из-за снижения доходов. Такая оценка в целом подтверждается растущим спросом на юридические консультации по вопросам банкротства и его последствий, добавила она. Впрочем, в банках пока не видят серьезных проблем, резюмировала представитель Общественного народного фонда Евгения Лазарева. Если восстановить заработки до прежнего уровня не удастся, то отказ снижать потребление может дорого обойтись. Проблема в том, что массовые невозвраты, а потом и банкротства легко могут спровоцировать кризис.
И это еще не касаясь микрокредитов, где ситуация вообще аховая. Помните, как хотели их ограничить, а то и запретить. Хотели и перехотели – еще в феврале, как подсчитал ЦБ, почти 40% клиентов микрофинансовых компаний отдают на обслуживание долгов более 80% своего ежемесячного дохода. Из них четверть приходится в сегменте Installment - 26% выдач с средним доходом в 32,1 тыс. рублей, в сегменте займов «до зарплаты», которые в прошлом году брали 11% брали деньги люди с доходом в 15,7 тыс. руб.. Впрочем, даже ЦБ признает, что в большинстве случаев МФО вообще не владеют точными данными о доходах своих клиентов. Более того, статистика за этот год вообще не известна.
Зато известно, что будет дальше, если ситуация не изменится (начнут расти доходы населения или правительство проведет работу с банками). А дальше уже в следующем году подойдет пик тех, кто не сможет платить по кредитам, банки пойдут в ЦБ просить денег для покрытия убытков, а люди пойдут за тем, кто пообещает списать им долги. И тем, кому нечем кормить детей и платить коммуналку будет уже не до того, кто их поведет и что он будет продвигать. А там осенью, аккурат к пику, пройдут и выборы в Госдуму, которые дадут реальный или выдуманный повод для вывода на улицы обозленных масс. То есть вопрос решать надо сейчас, но у нас вместо этого заняты цифровизацией, то ли в надежде, что она кого-то остановит, то ли просто, потому что заниматься ей проще, чем придумать, как решить проблему, которую придумали сами при Медведеве, который радовался увеличению потребкредитования.
РИА Катюша