В 2008 г. активизировались разработки концепции «Воздушно-морской операции» (Air Sea Battle, ASB). Одновременно активизировались и противники данной концепции.
http://topwar.ru/31104-mezhdu-morem-i-sushey-strategiya-korpusa-morskoy-pehoty-ssha-na-poroge-peremen.html (24.07.2013) Параллельно с ВМС США, Корпус морской пехоты вел разработку собственных оперативных концепций, которые также были в значительной степени ориентированы на противодействие системам недопущения доступа (СНД). В июле 2008 г. начальник штаба КМП генерал Джеймс Конвей положил начало серии командно-штабных мероприятий в рамках программы Bold Alligator, направленной на восстановление потенциала проведения морских десантных операций (конец цитаты)
Р. Гейтс: «Джим Конвей стремился освободить морпехов от «повседневных забот» в западном Ираке ради боевого обучения в Афганистане, а также настаивал на том, что все морские пехотинцы должны действовать в одной «зоне ответственности», на одном театре военных действий, при собственном прикрытии с воздуха и с опорой на собственную службу тылового обеспечения. Только Гильменд отвечал этим условиям Конвея. Морские пехотинцы были полны решимости сохранить за собой оперативный контроль, чтобы получать приказы не от старшего американского офицера в Кабуле, а от своего командира – генерал-лейтенанта морской пехоты в Центральном командовании в Тампе. Что ж, в боях морпехи выказывали мужество и профессионализм и добились немалых успехов, но вот высшее их руководство ставило интересы своего рода войск выше общих интересов афганской миссии. Несмотря на попытки повлиять на командование корпуса морской пехоты через Пэйса и Маллена (неудачные), я так и не сумел полностью разобраться с этой и другие проблемами служебной иерархии в Афганистане до 2010 года. Конечно, мне следовало уладить возникшие противоречия в цепочке командования намного раньше. Это самая крупная из моих ошибок применительно к войнам в Ираке и Афганистане» (см. Гейтс, Роберт «Долг. Мемуары министра войны», 2014).
http://pravosudija.net/article/scofield-netradicionnye-metody-vedeniya-voyny-s-ispolzovaniem-vysokih-tehnologiy (21.05.2015) Ещё одним консультантом Д. Петрэуса в 2007 году стал Герберт Раймонд Макмастер (Herbert Raymond McMaster).
…В августе 2008 года, при поддержке Д. Петрэуса, он перешёл в Центр по интеграции сил и средств сухопутных войск США (Army Capabilities Integration Center — ARCIC), входящий в состав Командования по боевой подготовке и разработке доктрины (United States Army Training and Doctrine Command — TRADOC).
Перевод Г. Макмастера в ARCIC был вызван необходимостью разработки «сухопутной» альтернативы ASB.
Для продвижения противоповстанческой доктрины, отстаиваемой командой Д. Петрэуса, были необходимы «свежие примеры из жизни». В Ираке и Афганистане ситуация была на особом внимании министра обороны Р. Гейтса, поэтому необходимые события произошли в другом регионе — речь о «пятидневной войне» 2008 г.
Принцип действия может быть проиллюстрирован более поздним примером, связанным с событиями на Украине.
http://vz.ru/news/2015/2/19/730620.html (19.02.2015) Г. Макмастер: «Нам критически важно понять, что война является соперничеством, которое разыгрывается далеко не только на физическом поле боя. Она разыгрывается также в том, как ее воспринимает (общественность). Кроме того, она охватывает политическую подрывную деятельность, чем Россия занимается особенно эффективно под предлогом защиты русскоязычных меньшинств».
С точки зрения Г. Макмастера, Россия на Украине использует «силы специального назначения под прикрытием в комбинации с обычными вооруженными силами».
…«Таким образом, что является ответом на этого рода способности? Единственным способом эффективно с ними справиться является сдерживание на передовых рубежах, и такое сдерживание на передовых рубежах подразумевает использование сухопутных войск.
…Я не отстаиваю применение этой идеи на Украине.
…Сухопутные силы играют в этом (сдерживании) невероятно важную роль. Причем мы, думаю, недооцениваем на собственный страх и риск сдерживающую значимость сухопутных войск» (конец цитаты).
Что касается 08.08.08, то необходимо отметить следующее:
http://pravosudija.net/article/scofield-080808 (03.05.2015) Все американские ЧВК, работавшие в Грузии до «пятидневной войны», начавшейся 08.08.08, контролировались компанией Вангард.
KBR — дочерняя структура Halliburton (совет директоров которой с 1995 г. по 2000 г. возглавлял Р. Чейни).
CAI (Cubic Application International) — подразделение Cubic Corporation, силовым подразделением которой является Cubic Defense Applications.
В консультационный совет входит Генри Хью Шелтон (Henry Hugh Shelton), бывший председатель Объединенного комитета начальников штабов США (1997—2001).
С октября 1997 года — помощником генерала Г. Шелтона был Д. Петрэус.
С апреля 2011 г. Г. Шелтон входит в совет директоров военно-промышленной корпорации L-3 Communications (конец цитаты).
http://pravosudija.net/article/ubiystvo-nemcova-dopolnitelnye-motivy-te-zhe-zakazchiki (27.04.2015) Совет директоров MPRI в 1999 году возглавил Карл Эдвард Вуоно (Carl Edward Vuono), перешедший в компанию в 1993 году. В июне 2000 года MPRI была приобретена компанией L-3 Communications Holdings. Сама компания образована в 1997 году для приобретения определённых бизнес-единиц компании Lockheed Martin. В 2012 году часть подразделений L-3, включая MPRI, объединились и стали называться Engility.
Теперь о том, кто такой Карл Вуоно. С 1987 года по 1991 год он был начальником штаба армии США. Министром обороны США с 20.03.1989 г. по 20.01.1993 г. был Ричард Чейни.
С августа 1989 г. по август 1991 г. Дэвид Петрэус был секретарем и заместителем старшего помощника начальника штаба Армии США генерала Карла Вуоно. Т. е. в период, когда Пентагон возглавлял Р. Чейни, Д. Петрэус был определен в аппарат К. Вуоно (конец цитаты).
Т.е. одна из ЧВК управлялась представителем Армии США (Сухопутных войск) К. Вуоно.
Другая ЧВК была под присмотром Г. Шелтона.
Позже обе эти ЧВК официально оказались под его присмотром через L-3 Communications.
Таким образом, К. Вуоно и Г. Шелтон — «старшие товарищи» Д. Петрэуса готовят события августа 2008 г., а их ученик продвигает «Архитектора будущей армии США» Г. Макмастера в ARCIC. Одной из задач была демонстрация «возросшей опасности» со стороны ВС РФ и обоснование необходимости их сдерживания.
Главный участник этой комбинации — Г. Шелтон.
С 29.02.1996 г. по 25.09.1997 г. он возглавлял Командование специальных операций (SOCOM), с 01.10.1997 г. — председатель ОКНШ.
Исполняющим обязанности командующего SOCOM c 25.09.1997 г. по 05.11.1997 г. был Раймонд Смит (Raymond C. Smith), а 05.11.1997 г. командующим был назначен Питер Шумейкер (Peter J. Schoomaker), ранее занимавший должность главы Командования специальных операций Армии США (United States Army Special Operations Command, USASOC).
USASOC самая значительная часть SOCOM, ответственная за «наземные операции». Другими словами, Г. Шелтон в должности ОКНШ способствовал, чтобы SOCOM возглавил представитель ССО Армии (Сухопутных войск, СВ).
Как отмечалось в материале М. Перри: «Новые разработки в Китае и Иране [системы недопущения доступа] не могли не вызывать беспокойства в Пентагоне, но после терактов 9/11 у ВС США были другие приоритеты» (см. http://inosmi.ru/usa/20150630/228859857.html).
Г. Шелтон ушёл с должности председателя ОКНШ после 9/11. Новым председателем 01.10.2001 г. был назначен представитель ВВС Ричард Майерс (Richard Myers), который после завершения военной карьеры перешёл в Northrop Grumman Corporation, контролируемую компанией Вангард (см. http://finance.yahoo.com/q/mh;_ylt=AwrC1jEAP6RVax4AyHuTmYlQ;_ylu=X3oDMTByMjB0aG5zBGNvbG8DYmYxBHBvcwMxBHZ0aWQDBHNlYwNzYw--?s=NOC+Major+Holders).
П. Шумейкер покинул SOCOM ещё раньше — 27.10.2000 г. Новым командующим был назначен Чарльз Холланд (Charles R. Holland), который оказался единственным представителем ВВС на этой должности за всю историю SOCOM.
С учётом особенностей 9/11 такое кадровое решение, осуществленное при председателе ОКНШ Г. Шелтоне, не может быть случайным.
После 9/11 и предшествующей ликвидации Ахмад Шаха Масуда, в Афганистан были отправлены сотрудники Special Activities Division (SAD), которые подготовили Северный Альянс к работе с представителями SOCOM, прибывшими в регион позднее. Так совместными усилиями была подготовлены «силы сопротивления», которые вступили в боевые действия с талибами.
После того, как было обеспечено вторжение в Афганистан, а затем и в Ирак, П. Шумейкер был начальником штаба сухопутных войск с 01.08.2003 г. по 10.04.2007 г., т.е. в годы наиболее интенсивных боевых действий в Ираке.
Г. Шелтон и П. Шумейкер — первые представители Командования специальных операций, которые оказались в составе ОКНШ.
В материале http://pravosudija.net/article/scofield-voyna-koncepciy-voyny (13.07.2015) отмечалось, что, не имея возможности избежать назначения Д. Петрэуса командующим американскими вооруженными силами в Ираке, Р. Гейтс обеспечил перемещение Д. Кейси на должность начальника штаба сухопутных войск, сместив таким образом с этой позиции П. Шумейкера.
Завершив военную службу, П. Шумейкер стал директором ЧВК DynCorp International. Этот факт означает наличие давних связей генерала с этими «частниками».
Главной особенностью DynCorp является специализация на авиационной тематике, что ещё раз свидетельствует в пользу того, что теракт 9/11 мог быть подготовлен руководством SOCOM.
С другой стороны, все крупные ЧВК, контракты которых сильно возросли с началом событий в Афганистане и Ираке, оказались под управлением бывших командующих SOCOM.
Совпадение интересов Сухопутных войск США, Корпуса морской пехоты и Командования специальных операций заключается в том, что такой вид боевых действий хорошо сочетается с наиболее крупными контрактами для ЧВК, тогда как при реализации концепции ASB роль ЧВК будет снижена, что приведёт к другим нормам прибыли. Кроме того, бюджет на СВ, КМП и КСО более удобный для «распила», чем бюджет на ВВС и ВМС.
Поэтому, когда в 2008 г. началась разработка ASB, силами ЧВК была подготовлена «комбинация» 08.08.08 для срыва/замедления развития этой концепции.
Что касается Д. Кейси, то он возглавлял сухопутные войска до апреля 2011 г., когда в Ливии уже началась операция «Объединённый защитник» (Unified Protector). 11.04.2011 г. противникам концепции ASB удалось добиться назначения на эту должность Мартина Демпси (Martin E. Dempsey), который 30.09.2011 г. (уже при новом министре обороны Леоне Панетте) стал председателем ОКНШ и подписал Объединенную концепцию по обеспечению оперативного доступа (Joint Operation Access Concept). Таким образом, в ASB включались сухопутные войска.
Не отставал и Корпус морской пехоты.
Продолжение следует