Жулики, укравшие картину «Черный квадрат» Малевича, так и не смогли её продать, потому что сторож к утру восстановил утраченный шедевр... (Анекдот)
Никого не заинтересовала причина странной сговорчивости Нидерландов по так называемому скифскому золоту? Дело тянулось довольно долго, но суды постановили передать коллекцию Киеву, так как Крым не является суверенным государством. По ссылке предыстория вопроса:
https://ria.ru/20190716/1556518156.html
Дело о возвращении коллекции скифского золота из Нидерландов
Золото вот-вот уже собирались передать Украине, но «передумали» и отложили решение вопроса на неопределенный срок.
https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5d2d95f99a7947f1a312991a
16 июл,
В Нидерландах отложили окончательное решение по скифскому золоту
Апелляционный суд Амстердама отложил окончательный вердикт по поводу скифского золота больше чем на полгода. Об этом сообщается во временном постановлении суда.
Отмечается, что до принятия окончательного решения объекты будут храниться в музее Алларда Пирсона (APM) в Амстердаме. Также суду потребуется дополнительная информация от сторон о праве собственности и праве оперативного управления. Им даются два месяца, чтобы предоставить запрашиваемую информацию, затем суд будет дальше рассматривать дело. Окончательное решение могут вынести спустя шесть-девять месяцев.
Экспонаты, из-за которых идет спор, участвовали в выставке «Крым: золото и секреты Черного моря» в Музее Алларда Пирсона в Амстердаме в феврале 2014 года. Среди них археологические находки, датированные периодом с VI века до н.э по VII век н.э. — ювелирные украшения, посуда, оружие и статуэтки, найденные в ходе раскопок на территории Крыма. В коллекцию вошло 583 экспоната, из которых только 19 принадлежали Музею исторических драгоценностей Украины в Киеве, а остальные — четырем музеям Крыма.
Спор о принадлежности коллекции скифского золота возник после присоединения полуострова к России. На экспонаты претендует как Украина, так и Россия. В середине октября 2016 года Окружной суд Амстердама постановил, что скифское золото должны передать Киеву. Согласно решению суда, Крым не мог объявить золото своим культурным наследием, так как не является суверенным государством. В январе 2017 года музеи Крыма обжаловали решение.
В 2018 году украинские СМИ сообщали, что суд снова постановил передать коллекцию Украине, однако в Центральном музее Тавриды о таком решении не было известно.
Внезапным потеплением отношений РФ с королевством Нидерландов я это объяснить не могла, потому что другая ось напряжения отношений между Нидерландами и РФ, - «расследование» по рейсу МН 17 сбитому (взорванному?) в воздушном пространстве Украины, - продолжается в прежней манере, т.е. в строго обвинительной. Никакого «общего потепления отношений» не заметно, с чего бы такая сговорчивость?
И вот сегодня утром неожиданно обнаружила тайную дипломатическую пружину, подтолкнувшую самый гуманный арбитраж в мире в сторону более взвешенной позиции, а именно, РФ дала понять Европе, что пресловутое «Золото Шлимана», может быть «возвращено» не Германии, а Турции...
https://www.newsru.com/cinema/17jul2019/troy_schliemann.html
Турция требует от России вернуть ей "Золото Трои", а не Германии, которая сама получила эти сокровища контрабандой
время публикации: 17 июля 2019 г.
"Золото Трои" или "Клад Приама", легендарная коллекция античных драгоценностей археолога Генриха Шлимана, найденная при раскопках на территории холма Гиссарлык в турецкой провинции Чанаккале в 1873 году, может стать актуальной темой в только что налаженных отношениях Москвы и Анкары.Директор Музея Трои в Чанаккале, открывшегося в 2018 года, заявил на днях, что запрос, связанный с возвращением клада, находящегося в ГМИИ имени Пушкина в Москве, по-прежнему в силе.
Как сказал Али Атмаджа, турецкие министерства и ведомства ведут "масштабную дипломатическую и юридическую борьбу за возвращение исторических памятников, вывезенных разными путями за границу". "Раньше те, кто не хотел отдавать нам назад наши памятники, находящиеся в Европе или других странах, приводили такие основания, как "где вы будете выставлять эти ценности". Отныне таких оснований не осталось. Музей Трои, один из важнейших музеев мира, открыл свои двери для посетителей, и его местоположение известно", - цитирует директора музея турецкое издание Dikgazete.
Напомним, часть ценных артефактов из бесценного клада Трои находится сейчас в музее Берлина, а часть хранится в России - в ГМИИ имени Пушкина.
Вернуть эти древние артефакты от России требует и Германия, ссылаясь на то, что после Второй мировой войны они были перемещены в СССР именно с немецкой территории.
В Турции же считают, что в Германию сокровища также попали незаконно - немецкий археолог вывез их из Турции контрабандой, поэтому Германия не имеет никаких прав на клад.
В 2012 году Анкара уже требовала от России вернуть эти культурные ценности. Тогда министр культуры Турции Эртогрул Гюнай заявлял, что намерен добиваться от российского правительства возвращения "клада Приама". Но в 2013 году президент РФ Владимир Путин на Петербургском международном экономическом форуме, комментируя аналогичное требование Германии вернуть перемещенные ценности, заявил, что Россия не намерена возвращать сокровища. Эта позиция президента стала причиной громкого скандала- канцлер Германии Ангела Меркель во время посещения вместе с Путиным выставки в Эрмитаже, на которой среди экспонатов была и часть троянского клада, заявила, что надо вернуться к вопросу возвращения ценностей Германии.
В ответ на это Владимир Путин заявил: "Какая конкретному гражданину разница, вот эти перемещенные ценности где он посмотрит - в Берлине, в Петербурге, в Москве или в Турции? И тогда, может быть, турки не будут требовать собраний Шлимана, немцы не будут требовать от нас перемещенные ценности, а мы не будем требовать от кого-то найти и вернуть российские ценности", - цитирует Первый канал президента РФ, который одновременно ответил на требования и Германии, и Турции.
Согласно законодательству Российской Федерации, исторические ценности, ввезенные в страну в качестве военных трофеев, обладают статусом "федеральной собственности России". Закон 1998 года "О ценностях, перемещенных в РФ в результате Второй мировой войны и ее последствий" гласит, что большинство перемещенных предметов искусства считаются культурным наследием РФ и не могут быть переданы другим странам.
"Клад Приама" или "Золото Трои" состоит из нескольких тысяч украшений и других предметов, найденных в 1873 году немецким археологом Генрихом Шлиманом на северо-западе Турции. Он датируется 2400-2300 годами до н.э., то есть существовал за тысячу лет до Приама.
Кроме золотых вещей, в троянском кладе были найдены кости овец, быков, коз, коров, свиней и лошадей, оленей и зайцев, а также хлебные зерна, горох, бобы. Огромное количество орудий и топоров были каменными, но ни одного медного. Многочисленные глиняные сосуды были сделаны руками, а частью на гончарном круге. В кладе находились и ритуальные топоры-молоты. Совершенство их было настолько велико, что некоторые ученые сомневались в том, что их могли сделать в середине III тысячелетия до нашей эры.
Шлиман тайно перевез сокровища в Берлин. В конце Второй мировой войны в 1945 году "клад Приама" вместе с другими произведениями античного искусства попал в руки советской комендатуре и был вывезен в СССР в качестве трофейного искусства. Долгие годы клад хранился в режиме особой секретности, и лишь в 1993 году правительство России объявило, что сокровища Трои находится в Москве.
16 апреля 1996 года, спустя 51 год, "Золото Трои" было выставлено в Пушкинском музее Москвы.
Однако до сих пор высказываются сомнения в аутентичности этого клада.
Могут, когда захотят! Не все в ведомстве Лаврова дебилы! Остались еще сотрудники, которые умеют разговаривать с европейцами на понятном дипломатическом языке. (т.е. языке откровенного и неприкрытого шантажа, который один только они и понимают)
Немцы быстренько смекнули, что, во-первых, вместо «поддерживаемых всем мировым сообществом справедливых требований о возвращении культурных ценностей» можно в перспективе получить бесконечный спор с турками, где похитителями чужих культурных ценностей в глазах мирового сообщества будут выступать уже немцы... А во-вторых, есть немало доказательств, что большая часть коллекции Шлимана сделана у нас в Одессе на Малой Арнаутской улице(«12 стульев»)
http://cvetindigo.ru/world/nonsense/zoloto-troi-afera-veka.html
Золото Трои - афера века?
17 июля 2011
Ученые и историки утверждают, что Г. Шлиман умело сымитировал раскопки Трои... Знаменитая тиара Сайтаферна оказалась бессовестной подделкой, выполненной одесским мастером. "Сокровища Трои" собраны из РАЗНЫХ культурных слоев-это в лучшем случае, а скорее всего, куплены в Одессе. СЕНСАЦИЯ!! Золото Трои - афера века!!!!…
"А золото?" - спросите вы.
Да, золото есть. Оно, вероятно, набрано из разных слоев. Не было в Трое II такого слоя. "Сокровище" скомплектовано ( а может быть, и куплено?) Шлиманом ради доказательства, ради самоутверждения. Разнородность собрания очевидна. К тому же сопоставление дневников Генриха Шлимана, его книг и материалов прессы говорит о том, что его и его жены в Гиссарлыке в момент находки вовсе не было! Многие "факты" биографии Шлимана подтасованы им самим: не было приема у американского президента, не выступал он в Конгрессе. Встречаются подделки фактов при раскопке Микен.
С другой стороны, как уже говорилось, Шлиман дитя своего времени. Археологи (и известные!) XIX века принимались за раскопки часто лишь тогда, когда была надежда на обогащение. Например, Служба древностей Египта заключала от имени правительства контракт, по которому разрешала тому или иному ученому производить раскопки, оговаривая при этом процент, который ученый забирал себе! Даже английский лорд Карнарвон судился и рядился с египетским правительством за этот процент, когда неожиданно наткнулся на золото Тутанхамона. Только очень богатый американец Теодор Дэвис позволил себе милостиво отказаться от положенного процента. Но никто и никогда не интересовался (и не узнает), как и чем на него воздействовали... Нет ничего предосудительного в том, что в 1873 году (это еще до находок в Эль-Амарне!) Генрих Шлиман хотел сбыть "сокровище Приама" какому-нибудь правительству. Так поступил бы каждый или почти каждый, нашедший это золото. Как раз к нему-то Турция имела самое малое отношение: земля Трои не была ее исторической родиной. Правда, в таких случаях, когда возраст находки весьма почтенен, а миграция населения высока и трудно говорить о поиске "подлинного хозяина", конечно, следовало бы считать клад как бы природным месторождением и соответственно его рассматривать.
Но какова же судьба "сокровища Приама"? Не сказка ли это?
Нет, не сказка. Не столь уж трудно выяснить причины, по которым "клад" замалчивался и был недоступен зрителю в течение первых 50-60 лет. Затем в 1934 году он все-таки был классифицирован по своей ценности (Гитлер, пришедший в 1933 году к власти, подсчитывал все государственные ресурсы, и в Берлинском музее первобытной и древней истории провели элементарную инвентаризацию). С началом Второй мировой войны экспонаты были запакованы и заперты в банковские сейфы (Турция ведь была союзником Германии и могла неожиданно протянуть за сокровищами "волосатую лапу"). Вскоре, учитывая бомбежки Германии "союзниками", невеселую судьбу Дрезденских дворцов, "сокровища Приама" были заперты в бомбоубежище на территории Берлинского зоопарка. 1 мая 1945 года директор музея В. Унферцагг передал ящики советской экспертной комиссии. И они... исчезли еще на 50 лет!... Кажется, если у "сокровища" есть это отличительное свойство - исчезать на 50-60 лет, лучше не осуществлять больше акций передачи или дара, а все-таки выставить на всеобщее обозрение.
Турецкий эксперт, ученая дама, профессор Стамбульского университета Юфук Есин, приглашенная Германией в составе экспертной группы в октябре 1994 года, осмотрев коллекцию Шлимана (надо понимать, с разрешения России, подписанного Б.Н. Ельциным?), заявила, что "в III тысячелетии до н.э. многие золотые, серебряные, костяные вещи изготовлялись с помощью лупы и пинцета".
Еще одна загадка?... Может быть, даже отгадка: ведь купил же Парижский музей древнюю вещь из чистого золота за 200 тысяч франков, и это был "подлинный античный шлем", а оказался, в конце концов, бессовестной подделкой, выполненной (правда, не известно для чего) одесским мастером. Но это ли имела в виду госпожа Юфук Есин, говоря о "сокровище Приама"?...
Загадка в другом. Генрих Шлиман увлеченно рассказывал, как София перевезла находку в корзине с капустой, а Берлинский музей передал советским представителям три запечатанных ящика! Какой же физической силой обладала стройная молодая гречанка из Афин?
Подлинность «золота Трои» и открытий Шлимана доказана, считает эксперт
Часть "золота Трои", хранящаяся в Берлине, доказывает подлинность открытия немецкого предпринимателя и археолога Генриха Шлимана, совершенного во время раскопок холма Гиссарлык на территории современной Турции 31 мая 1873 года, рассказал РИА Новости научный куратор музея первобытной и древней истории, а также Нового музея Берлина Бернхард Хеб.
"В коллекции Нового музея хранится часть "клада Приама": серебряная посуда, мелкие золотые предметы, изделия из бронзы. Если рассматривать весь ансамбль, включая ту часть, которая есть в России, и ту, что есть у нас, то именно в Берлине находится важнейший экспонат — двуручный серебряный сосуд, в котором была обнаружена в том числе знаменитая золотая диадема, выставленная в Пушкинском музее Москвы. Поэтому ценность нашей части "клада Приама" довольно значительна", — заявил эксперт, добавив, что "благодаря экспертизам, проведенным с данным сосудом, мы точно знаем, что эта диадема там находилась, а также то, что материал соответствует эпохе раннего бронзового века, то есть это не подделка и с большой долей вероятности это действительно было обнаружено все вместе".
Для развития достигнутого дипломатического успеха РФ может назначить экспертизу сокровищ из коллекции Шлимана и пока европейцы раздумывают, что делать с крымским золотом, постепенно, с использованием последних достижений науки, изучить коллекцию Шлимана на предмет подлинности. Надеюсь, что негласно это давно уже было сделано, осталось провести официальную экспертизу, результаты которой могут в равной степени разочаровать или обрадовать и турок, и немцев. В случае подтверждения её подлинности, цена предмета торга с европейцами многократно возрастет, что повысит наши шансы на возвращение крымской коллекции, а в случае получения противоположного результата, турки узнают, что коллекция Трои — голимая подделка, а стоимость «сокровищ» равна цене драгметаллов, из которых они изготовлены, немцы, - что почетный гражданин города Берлина — заурядный жулик. Отдельным бонусом будет тот факт, что сообщат им эти новости из Москвы...