Приговор трибунала ООН: три плохих знака для России

Московский городской суд отклонил последние апелляции адвокатов украинских моряков, задержанных при попытке незаконного пересечения границы России в Керченском проливе 25 ноября 2018 года на продление им сроков содержания под стражей до конца июля. Это решение стало, по сути, окончательным ответом, данным в сугубо юридической плоскости на вердикт Международного трибунала ООН по морскому праву в этом деле. Сугубо политический аспект позиции нашей страны был озвучен еще раньше – как представителями Министерства иностранных дел, так и пресс-секретарем президента России Дмитрием Песковым, который заявил, что в связи с неприменимостью к данному случаю Конвенции по морскому праву 1982 года Москва не намерена выполнять решения трибунала, озвученные в Гамбурге. 

Наивно, однако, было бы считать, что приговор, который Кремль пока что позволяет себе гордо игнорировать, не несет в себе никаких потенциальных неприятных последствий для нашей страны. Уже сегодня совершенно очевидно, что данный процесс в международном суде был для Украины лишь первым этапом в некоем многоходовом плане, за которым непременно последуют дальнейшие попытки максимально навредить России. Какие именно? Давайте разберемся.
 

Никаких переговоров


Совершенно очевидно, что официальный Киев намерен самым бессовестным образом использовать решение морского трибунала для давления на Москву в вопросе освобождения лиц, находящихся в заключении по обеим сторонам украинско-российской границы, коих за годы затянувшегося конфликта между странами накопилось уже немало. Еще недавно в Кремле готовы были пойти на обмен по формуле «всех на всех», увязывая при этом подобные действия с реализацией прочих пунктов Минских договоренностей – подобную мысль высказал на Пасху глава МИД России Сергей Лавров. О поддержке такого варианта решения заявил и новоизбранный президент Украины Владимир Зеленский во время собственной инаугурации. Однако, теперь он изменил свою позицию коренным образом – ссылаясь при этом именно на вынесенный в Гамбурге судебный вердикт.

Как только приговор был оглашен, Зеленский заговорил уже о том, что Россия «должна» в одностороннем порядке, «вернуть домой» моряков. Ни о каком обмене при этом и речь не идет – любые переговоры по утверждению нового главы «нэзалэжной» возможны будут только после «жеста доброй воли» со стороны Москвы, которая «обязана выполнять решение международных судов». Таким образом, Киев получил отличный предлог для сворачивания, по сути дела, любых переговорных процессов как с Россией, так и с Республиками Донбасса. И, судя по тому, что из минской контактной группы сейчас вполне успешно выживают единственного имевшегося там вменяемого и договороспособного украинского политика – Виктора Медведчука, именно к этому дело и идет. Вообще же, Украина, судя по всему, намерена теперь ссылаться на невыполнение Россией решения Морского трибунала, как на некий прецедент, дающий ей индульгенцию на все новые антироссийские демарши. Там твердо уверены, что непризнание Москвой судебного решения придает новые вес и убедительность непримиримой позиции Киева в противостоянии с ней. Возможно – и не без оснований.
 

Новые санкции вместо снятия старых


Решение России об игнорировании приговора вполне может стать если не поводом для введения в отношении нее новых экономических санкций, то, как минимум, серьезным препятствием для снятия уже существующих. Это, между прочим, не измышления Киева, а предположение, уже высказанное достаточно авторитетным немецким изданием Suddeutsche Zeitung. Впрочем, на Украине тоже не скрывают надежд на развитие ситуации именно в таком ключе. Сокрушительное дипломатическое поражение, которое потерпел экс-президент «нэзалэжной», после «Керченского инцидента» что было сил домогавшийся от Евросоюза введения некоего «азовского пакета» санкций, там нынче списывают исключительно на личные просчеты отправленного в утиль лидера. Вне всяких сомнений, теперь попытка будет повторена – с новыми силами и, более весомыми, как считают в Киеве аргументами.

«Программой минимум» там видят недопущение снятия действующего на сегодня пакета ограничений, вопрос о продлении или отмене которых будет обсуждаться в Брюсселе в июне. По крайне неприятному совпадению отчитаться перед Международным трибуналом ООН по морскому праву о выполнении его решения наша страна должна как раз до 25 июня. Если никакого отчета не последует (а так оно, наверняка, и произойдет) это, и вправду, «сдаст полную руку козырей» тем деятелям, которые будут твердить о «необходимости сохранения санкционного давления на Москву». И хорошо еще, если только этим все и ограничится. Евросоюз от навязанной ему, по сути «санкционной войны», безусловно, терпит убытки не меньшие, а то и большие, чем Россия. Однако, прекращать ее на фоне фактического игнорирования нами «принципов международного права», из которых в ЕС давно сделали некую «священную корову», там вряд ли осмелятся.
 

Смена статуса Керченского пролива


Самой, пожалуй, неприятной для России инициативой, которую украинская сторона намерена всемерно продвигать, отталкиваясь от решения Морского трибунала и неприятия такового нашей страной, является пересмотр статуса Керченского пролива. Подобные планы уже озвучила заместитель министра иностранных дел Украины по вопросам европейской интеграции Елена Зеркаль. По ее словам, Киев намерен добиваться для этой акватории статуса международной, лишив тем самым Россию права единолично устанавливать правила судоходства в собственных внутренних водах. Можно не сомневаться, что в гипотетически допустимом случае подобного решения от «международных наблюдателей» и вооруженных до зубов «гарантов безопасности» под звездно-полосатым и прочими флагами стран НАТО в проливе вскорости будет не протолкнуться.

Сегодня Киев постоянно апеллирует к подписанному Украиной и Россией в декабре 2003 года Договору о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, в котором вопросы совместного использования и даже точного разграничения акватории никто так толком и не прописал. Но, получи пролив статус международного, об этом документе в «нэзалэжной» немедленно забудут и постараются навязать нашей стране совершенно иные, наверняка неприемлемые для нее, правила. Собственно говоря, именно эта цель преследовалась, когда Киев 14 сентября 2016 года инициировал арбитражный спор с Россией о, якобы нарушении ею Конвенции ООН по морскому праву и ущемлении прав Украины в Черном, Азовском и Керченском проливах. Кстати говоря, первые слушания по данному вопросу в Постоянном Третейском суде в Гааге, правда, пока еще только в части определения подсудности ему данного дела, пройдут как раз с 10 по 14 июня. Еще одно крайне неприятное совпадение.

Все это сказано ни в коей мере не к тому, что Россия теперь должна сдаться, и, стремглав бросившись выполнять чье-то там решение, отпускать на свободу тех, кто нарушил ее границу с оружием в руках. Да еще и выплачивать провокаторам из Киева какие-то там «компенсации»... Вот это точно было бы наихудшим из решений. Просто нашей стране необходимо готовиться к длительной и хорошо спланированной противником кампании, в которой гамбургский суд был лишь одной из «битв».

Источник: https://topcor.ru/8879-prigovor-tribunala-oon-tri-plohih-znaka-dlja-rossii.html

29 мая, 2019 - 12:35