Убийцу «Боинга» прячут в ангаре

Почему разработка самолета МС-21 выгоднее его производства

Кроме Крымского моста все у нас так: куча обещаний невероятных побед, жесткие сроки, порванные на груди тельняшки организаторов промышленности… И тихий пшик в конце, когда приходит время отчитываться. Обывателей подобное не удивляет, государственных мужей ни на какие репрессии не толкает, хотя все обещания побед финансируются исключительно из казны. Да, я об очередном переносе сроков сертификации «убийцы «Боингов», лайнере МС-21. Теперь это может случиться в 2020 году, но может и не случиться. Ибо никому из тех, кто ведает созданием лайнера XXI века, сам самолет не нужен, нужна именно его разработка. И для них идеально, если она будет вечной.

Судите сами: если запустить самолет в серию, его придется продавать. И эффективность менеджеров от авиации будет определяться не обещаниями, а числом сбытых машин. Конечно, в проектах оно исчислялось сотнями, но гарантий, что счет пойдет хотя бы на десятки, никаких. Конкурентов в этой нише полно, причем облетанных, отлаженных, с хорошей «послепродажкой» и сервисом. Нам же машину с такими же параметрами, что лет десять норма на авиарынке, через два года предстоит только сертифицировать. Кому она будет нужна? Китайцы уже подняли в воздух свой С919 и даже получили на него более полутысячи заказов. Иран, использовав приоткрывшееся окошко санкций, сразу обратился к «Эрбасу» и «Боингу», поскольку нам вообще нечего предложить, кроме SSJ-100.

Судя по всему, печальная история «Суперджета» и заставляет авиастроителей максимально оттягивать сроки сдачи МС-21. Картина очень похожая. Оба самолета созданы по принципу «вначале купим, потом попробуем сделать свое» – больше половины стоимости самолетов составляют импортные комплектующие, остальные – за редчайшими исключениями – полуимпортные, как хваленое «черное крыло» МС-21. Владельцами технологии являемся мы, но она попросту куплена. Как и все сырье для производства. Но по отчетам крыло российское. Авионику обещает выпускать локализовавшая производство в Саратове израильская фирма. Она тоже будет считаться российской и о ней наверняка не раз скажут, как о победе импортозамещения.

Двигатели – отдельная тема. То, что изначально МС-21 проектировался под два типа силовой установки, выдавалось как маркетинговая победа: у покупателя будет-де выбор, брать машину с пратт-уитниевскими движками или с пермскими ПД-14, которые только-только сертифицированы и на самолет еще не ставились («Тормозной путь НК-93», «ВПК» №40, 2018). Да и куда ставить – две машины неспешно испытывают, третья готовится покинуть завод. Все – с импортными двигателями. И, заметьте, – никакой помпы с первым полетом, пришедшимся аккурат на авиасалон МАКС-2017. Стесняются? Скромничают?
 
Нереально большое количество импорта в машине изначально гарантировало ей тяжелые роды, а с введением санкций ситуация стала попросту тупиковой. Западные «партнеры» имеют огромное количество рычагов, нажимая на которые можно без проблем блокировать производство самолетов. И нынешних опытных машин, и – случись такое – серийных. Помимо прочего МС-21 работает на активное высасывание денег из бюджета. Десять лет назад весь проект оценивался в 125 миллиардов рублей. Недавно Счетная палата назвала сумму в 438 миллиардов, из которых 158 уже вложено в разработку, а остальные будут израсходованы до 2025 года. Да, инфляция, вдвое подешевевший рубль и расходы на модернизацию несомненно повлияли на конечную сумму, но это говорит лишь о том, что ставка на импорт изначально была порочной. И причины оттягивания сроков сдачи готовой машины тоже надо искать в импортозависимости. 
 
Вообще странная картина. В стране, имеющий столетние традиции авиастроения, внезапно (!) все прошлые достижения перечеркиваются, и светом в окошке становятся иномарки. Имеющий отличные отзывы специалистов и фактически готовый к серийному производству Ту-334 был «сбит» ориентированным на импорт комплектующих «Суперджетом». А потом те, кто выбрал МС-21 как основу переоснащения российского авиапарка, благополучно списали в утиль куда более интересные отечественные проекты Ил-214 (ОКБ им. С. Ильюшина) и Ту-234 (ОКБ им. А. Туполева), ориентированные на собственное производство всех компонентов. Опыт учит, что именно потому и списали.
 
Арсений Гришин

Источник: https://vpk-news.ru/articles/46801

23 января, 2019 - 14:43