Владимир Терещенко. Песни и пляски на костях материальности

– Ба! Да ведь это писательский дом. Знаешь, Бегемот, я очень много хорошего и лестного слышал про этот дом. Обрати внимание, мой друг, на этот дом! Приятно думать о том, что под этой крышей скрывается и вызревает целая бездна талантов. ..... и сладкая жуть подкатывает к сердцу, когда думаешь о том, что в этом доме сейчас поспевает будущий автор «Дон Кихота», или «Фауста», или, черт меня побери, «Мертвых душ»! А? 
М. Булгаков "Мастер и Маргарита"
 

Уж коли зло пресечь:

Забрать все книги бы да сжечь.

«Горе от ума»

 

Нет высшего наслаждения для интеллигентного человека,

чем уничтожить мировой шедевр.

«Достояние республики»

 

Мы тащим на плечах мешок, содержание которого большинству незнакомо и безразлично. Бросить жаль – считается, что он неслыханно ценный. Этот мешок – наша культура.

 

Меня не отнести к прагматикам, все мерящим материальной выгодой и практической пользой. Но я постоянно задаю себе такие вопросы: нужна ли нам культура? есть ли от нее польза людям? что в ней следует сохранять, а что нет?

Это не пустой вопрос, так как по одному из канонических определений, культура – это все, что создано человеком, а не природой. Значит, все сохранять?

Начнем с этимологии. Ее, как не странно, не существует. Есть неказистая версия, что слово «cultura» происходит от слова «agricultura», якобы впервые использованном Марком Порцием Катоном в трактате о земледелии. Дескать, культура означает возделывание. Так можно слово «град» вывести из «Ленинграда». Очевидно, что этимология ложная, но другой не имеется. А смысл слова – возделывание – что-то нам да говорит.

Теперь я как простой потребитель культуры сделаю предположение, что культура с целью «возделывания» выполняет следующие функции:

-способствует личностному развитию человека, его образованию и воспитанию;

-помогает выработать в человеке доброту, отзывчивость, гуманность и справедливость;

-развивает понимание окружающего мира;

-вырабатывает чувство прекрасного.

Хочется, чтобы культура делала людей лучше во всех смыслах слова.

 

Культурные дебри

 

Культура подобна китайскому дао – она ничто, и она все, она нигде, и она во всем. Это и театры, и музеи, и выставочные залы, и художественные шедевры, книги, библиотеки. Это и почти синоним цивилизованности – люди европейской культуры, люди восточной культуры и даже люди высокой культуры. А еще говорят: культура речи, культура производства, культура мысли, культура быта, смеховая культура. Культура как некая высокая норма, правильность.

Расплывчатость термина позволяет любому использовать его как соль и перец по вкусу – куда захотел, туда и всыпал. Почему и нам ни попробовать?

Единственная причина найти культуре обоснованные рамки – суровая материальность в виде бюджета министерства культуры, и оно само как упорядоченное воплощение ускользающей абстракции термина. Интересно, на что расходуются народные денежки – или на какие особо ценные объекты, шедевры, или на «культуру речи», в конце концов?

 

Министерство культуры речи  

 

Где искать пояснения и высшие образцы, как не в Министерстве культуры? Отыскать на сайте Министерства определения этого понятия не удалось. Что касается смысла деятельности, то здесь поиски увенчались частичным успехом в виде государственной политики.

Государственная культурная политика призвана обеспечить приоритетное культурное и гуманитарное развитие как основу экономического процветания, государственного суверенитета и цивилизационной самобытности страны.

Ага, культура – это основа всего: и экономики, и суверенитета, и самобытности, наше все. Типа Пушкина. Наконец, я нашел и цели на 2021 год:

•укрепление гражданской идентичности

•создание условий для воспитания граждан

•сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования

•передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения

•создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала

•обеспечение доступа граждан к знаниям, информации, культурным ценностям и благам

В предыдущие четыре года цели были точь-в-точь такие. Вот она, долгожданная путинская стабильность! Присмотревшись к бюрократическим округлостям, замечаешь умилительные глупости, типа «гражданской идентичности». Автора на сцену!

Еще обнаруживается – за 5 лет не удалось «обеспечить доступ граждан», «создать условия для реализации» и «условия для воспитания».

Дед бил-бил - не разбил, баба била-била - не разбила.

 

Детская наивность проявляется в людях из советского прошлого в иллюзиях, что в Министерстве промышленности работают люди с производства, в МВД – милиционеры, Минобре – педагоги, в Минздраве – медики. По сей сомнительной логике в «культуре» служат люди большого культурного содержания и высокого культурного стандарта. Правда, по словам одного из ее бывших столпов, человека культуры советского модернизма и антисоветского постмодернизма Андрея Макаревича, культура покинула нас и уехала на воды в Байден-Байден:

«Вижу тявканье по поводу уехавших – Аллы, Максима, Чулпан, Земфиры… Это Россия уехала от вас, мудачье. Потому что Россия – они, а не вы».

Однако, страна большая, кроме нас мудачья кто-то все же остался. Посмотрим, высок ли их культурный стандарт, глубоко ли содержание? Возьмем несколько случайных точек, как там?

 

Тыкнули первый раз. На заседании по вопросам культуры депутат Московской государственной Думы Наталья Метлина высказалась смело, хоть и случайно...

Мало того, б…, что мы не можем….

Ее прервали, она спохватилась, испугалась и извинилась:

Я даже не знала, что у меня нажата кнопка для выступления.

Случайность, конечно. Да и кнопка, мать ее…

 

Тыкнули второй раз. В Крыму министр культуры республики Арина Новосельская, говоря о сделанной прививке, не отказала себе в образности выражения:

Да, @б твою мать, поставили как обезьяне…

Наверняка совпадение.

 

Тыкнули третий раз. Министр культуры России Ольга Любимова с неожиданным признанием:

«…Я ни х… не культурный человек. Ну, вот если быть честной перед самой собой, то я просто не переношу: ходить на выставки, в музеи, оперу, балет, классическую музыку я не знаю либретто ни одной оперы, я плохо знаю мировой кинематограф».

Фото из хмурой молодости министра в этом вполне убеждает – ни х… не культурный.

Получается прямо по бородатому советскому анекдоту про человека, который ошибся номером:

-Какая, б… прачечная! Это министерство культуры!

 

Ну хорошо, может быть это только современные чиновники культуры в пылу ярого служения?

 

Увы. Пришлось мне зимой 1991 года при подготовке к выставке «Реалии русского рока» посетить Мосфильм, и в ожидании встречи с режиссером «Ассы» Сергеем Соловьевым я оказался в местном буфете. Вскоре там появилась шумная компания, состоящая из Эльдара Рязанова и нескольких дамочек бальзаковского возраста, по виду администраторш. Шум провоцировал один человек Эльдар Александрович, который развлекал дамочек веселыми рассказами, вызывавшими их одобрительный хохот. Как выпускник «мужского» Военмеха и опытный рок-администратор я обладал хорошим запасом неформальной лексики. Но был потрясен, насколько «лих и дерзок» язык киномэтра для той компании и для общественного места. Смелее и в солдатской казарме не смогли бы.

 

Буквально «варясь» в культуре и даже являясь «самой культурой» люди оказываются чуждыми ее высших критериев. Прежде существовал миф об особой атмосфере города на Неве, которая сама по себе возвышает. Как коренной ленинградец спешу развеять его, потому что выросшие в нем поколения 50-70-х годов и жители 21 века – это, увы, несопоставимые величины. Атмосфера одна, а результат драматически разный.

 

На основании случайной выборки и блуждания мысли приходишь к выводу, что способность культуры к «возделыванию» мы вправе поставить под сомнение на том основании, что сами ее деятели какие-то «невозделанные».

 

Много или мало?

 

Третья цель Минкульта - «сохранение исторического и культурного наследия». Что это за наследие и как его сохраняют?

 

На сайте Правительства Петербурга имеется реестр объектов культурного наследия на территории города. Объектов 8977, подавляющее большинство из них строения или то, что от них осталось. Всего в городе 47 тысяч домов, и примерно каждый 7-й из них памятник. Ого! А ведь львиная доля из 47 тысяч – типовое жилье «спальных районов». Все дореволюционные дома – «культурное наследие»? Представьте, сколько таких объектов по всей стране, и какие деньги на них отпускаются. Отбросим опасения, что не отпускаются или разворовываются. 7 тысяч питерских «старых» домов, стен, фундаментов и развалин содержится, ремонтируется, реставрируется за наши с вами деньги! Вам это надо?

 

Возьмем другой аспект: «создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала». Читаем сообщение о реализации потенциала режиссера Кирилла Серебренникова:

Серебренников разработал проект «Платформа», на который в 2011–14 г.г. Минкультуры выделило более 214 млн рублей. Через созданную для реализации проекта АНО «Седьмая студия» было похищено почти 129 млн рублей.

Могут же, могут создать условия для каждого! Главное – не растратить потенциал по дороге.

 

Вернемся к цели «сохранение исторического и культурного наследия». Вот отрывок из интервью Юрия Болдырева, бывшего председателя Счетной палаты РФ, о проверке Эрмитажа:

Вдумайтесь, что выявила СП тогда! СП выявила, что… 220 тыс. экспонатов, особо ценных объектов нашего культурного наследия не числятся на материальной ответственном хранении... Выборочная проверка, покажите нам 50 из них, один из этого отдела, один из этого и т.д.; знаете, сколько предъявили сразу из 50? Три, а остального нет.

Мы, получается, не знаем, что сегодня на стенах и в запасниках нашего самого престижного музея. Возможно, на стенах копии, а в запасниках легендарные коты, ловящие мифологических мышей?

 

А сколько ценных художественных произведений годами путешествует по миру, якобы, представляя нашу великую культуру? Но однажды цап-царап – и нет у нас ни золота скифов, ни шедевров Эрмитажа, Третьяковки или Пушкинского музея. Около четырехсот шедевров «зависло» в одном из таких «путешествий» то ли в виде еще санкций, то ли уже репараций.  

И ведь никаким целям Минкульта демонстрация миру широкой русской души не предусмотрено. Есть задача «обеспечить… самобытность… и суверенитет», и нет указаний трясти достоинствами.

 

То, что мы гордо называем нашей культурой, непонятно, чем является на деле, кем создается и управляется и в каком состоянии пребывает. Ее масштаб, что деньги ФРС, – миф и догадки. Записи в компьютерах, да надутые щеки деятелей культуры, бравирующих своей «причастностью».

 

От общего к частному

 

Современная культура – по большей части результат развития институтов частной собственности. Когда та появилась никто не знает. Все ссылаются на Маркса и Энгельса, но их «классовая история» на вопрос не отвечает. То ли до новой эры, то ли в ее начале. Важно, что с ее появлением меняется природа культуры. Прежде она носила бытовой и культовый характер,  теперь принимает декларативный демонстрационный характер. Крупные собственники пытаются выделиться из когорты обычных граждан, перенимая приемы и образы культовых общественных пространств. Когда собственников становится много, они соревнуются друг с другом, пытаясь блеснуть, показать свое превосходство перед «конкурентами». Позже и среди растущего их числа происходит расслоение, возникает понятие «мода», когда художественные и стилевые решения, авторы (архитекторы, оформители, ремесленники, музыканты, поэты) создают на время неколебимые каноны, следовать которым означает быть на уровне высокого статуса. Верхушка не удовлетворяется следованием моде. Ей требуются новые художники и решения, которые нарушат каноны и этим поднимут элитариев над остальными. Создать новую моду –да, следовать ей – нет.

 

Если сравнивать уровень произведений древних общинных цивилизаций и работ мастеров последних веков, то это как школьная самодеятельность и профессиональное искусство. Что здесь лучше, что хуже и обсуждать невозможно. Однако.

В стремлении выделиться используются не только работы художников, близких заказчикам этническим характером своих произведений, но и из иных, часто экзотических культур. Они расширяют возможности для демонстрации величия и тщеславия. Так моды сначала становятся интернациональными, а потом космополитичными, когда не разберешь, что тут восточное, что западное, что персидское, что греческое, что английское, что французское. Профессионализм на каком-то этапе развития культуры уже требует обучения в академиях и консерваториях, и здесь этнические различия творческих школ вовсе стираются, превращаясь в «мультикультурный унисекс», в мульти-культи. Пример: буржуазная культура конца 19 века. С одной стороны, искусство высшей пробы, с другой стороны, полностью оторванное от народных корней. Любые признаки подлинных народных культур закатаны в многослойный «асфальт».

В 20 веке она утратит даже качество «высшей пробы», оставив лишь мульти-культи.

 

И сегодня все крупные музеи мира являются не средоточием национальных культур, а попросту ярмаркой тщеславия государств и истеблишмента. Прежде подобные «национальные музеи» были для местных элит тем же, чем сейчас является ЯО – подтверждением статуса мировой державы, величия монарха. Времена изменились, культура утратила прежнюю функцию, но как-то ее использовать надо. Поэтому коллекции музеев и отдельные произведения постоянно переоцениваются, что позволяет вздувать культурный актив музеев подобно финансовому пузырю. Ведь если объекты хранения оценить ценой, за которую те были проданы авторами, никакая элита не посчитала бы возможным тратить нынешние деньги на их содержание. Не было бы этих музеев.

Так может они и не нужны? Что изменится в вашей жизни, если вы вдруг узнаете, что Эрмитажа больше нет? Честно говоря, при нынешних ценах за вход и подозрении, что подлинники давно распроданы в частные руки, у меня в душе немногое шевельнется.

 

(Вчитайтесь в информацию о его шедеврах. Умопомрачительная Рака Александра Невского приписывается авторству двух иностранных «художников», один из которых портретист, а другой писатель. Знаменитая Большая Колыванская ваза оказывается спроектированной… архитектором Мельниковым, а так, конечно, плод труда сотен безымянных каменотесов (где и когда все они обучились таким фокусам?) Зато непостижимую Баболовскую ванну Царского села, напротив, сваял конкретный Самсон Суханов, который батрачил, бурлачил, потом всего за 5 лет обучился своему мастерству у шурина, стал «лучшим по профессии» и буквально весь Петербург «одел в гранит и мрамор» - 25 объектов масштаба Александровской колонны, колоннад Исаакиевского и Казанского собора. Все сам, ничего даже шурину не оставил).

 

Культуры утратили национальные основы и даже память о создававших их авторах.

 

О схемах, корнях и всходах

 

Раньше любой бытовой радиоприбор сопровождался схемой, которой радиомастера пользовались при ремонте. Для посвященных в радиодело схема была подспорьем для собственного радиотворчества, для дилетантов – загадочной шифровкой непознаваемого мира. В этом мире царили транзисторы, резисторы, диоды, триоды, конденсаторы и лампы накаливания разной формы и разного назначения. Но даже профаны знали: какой бы сложной ни была схема, суть ее одна – принять волновой сигнал от передающего устройства и преобразовать в понятный потребителю звук, будь то звук человеческого голоса или музыкальное произведение.

Подлинная культура должна быть такой же – чрез множество элементов, деталей передать информацию из прошлого народа, обеспечив абсолютную наглядность всех связей, тысяч нитей, соединяющих историю этноса от самых глубоких корней до настоящего времени. И ценность каждого элемента определяется тем, служит ли он связью между прошлым и будущим. Если связь неверная или она где-то прерывается, сигнала не будет, если в схеме чужие детали, в лучшем случае сигнал будет с помехами, а в худшем сам окажется сплошным шумом.

Да, уважаемый читатель, культура может быть только этнической – русской, татарской, бурятской, ненецкой или ингушской. Российская культура сегодня безродна, она типичный мульти-культи. Нерусский русский балет, нерусская русская опера, нерусская русская живопись, нерусская русская архитектура. Никаких традиций, истоков и логических связей, кроме стилевой мешанины и неинтересного абсолютному большинству людей высокопрофессионального исполнения.

Все русское было выжжено каленым железом петровских реформ, а проросшее позже стерлось урбанизацией советского времени, когда крестьянская генетика русского перестала находить отклик на новой городской почве.

 

Мы не обнаружили правдоподобных этимологических корней слова «культура» в европейских языках, но они обнаруживаются в санскрите. Здесь целый куст слов с корнем «КУЛ»:
«КУЛА»(kula) – семья, Род, знатный Род, союз, хозяйство, дом, участок земли.
«КУЛА-ПА» - глава Рода
«КУЛА-ВИДЬЯ» - знания, передаваемые по наследству
«КУЛА-ВРАТА» - семейный обычай
Убедительный исток, диктующий необходимость сделать культуру РОДной. А вот английское произношение «калча» с головой выдает современную функцию культуры, потому что КАЛ в санскрите – это обман.

 

К чему безродность приводит, можно судить на примере современной формы городского фольклора российской рок-музыке. Ее любители знакомы с необъяснимым фактом – наши музыканты не умеют петь. И есть причина: традиция пения перекочевала в рок из двух песенных сфер – советской эстрады и бардовской песни. Для первой было изобретено выражение «петь сердцем», а вторая ориентировалась на донесение поэтических текстов, более напоминая душевный разговор, чем пение. Эти сферы тоже имели своего предшественника – «русский» романс. Никаких русских корней у него не имелось, как искусственного порождения светских салонов для скучающих бездельников дворян.

А было, где учиться петь. Почти до 70-80-хх годов дошло традиционное русское многоголосие. Еще 40-50 лет назад в деревнях снимали сюжеты, где обычные 70-80-летние бабки в косыночках пели протяжные неизвестные уже и тогда песни в таком сложном переплетении голосов с такой фантастической мелодикой и силой, что знаменитое грузинское пение показалось бы упражнениями новичков. Наверняка те сюжеты еще и поныне пылятся на каких-то складах и в архивах. Тут вам и школа пения, и разгадка «загадочной русской души».

Увы, не у тех рокеры учились, и сегодня тысячи европейских футбольных фанатов поют лучше, чем главные наши рок-звезды и эстрадники.

 

Если не следовать моде на мульти-культи, еще можно успеть переформатировать большую российскую культуру на возрождение этнических корней без своевольного микширования. Как человек русский скажу о русской культуре, хотя уважаю и другие.

 

Остатки прежней роскоши

 

Мы уже плохо представляем себе традиционную русскую культуру, так как давно оторвались от народных корней и безвольно кочуем в пространстве космополитизма – типовой дизайн, стандартные образцы, универсальные ритуалы чуждой природы. С другой стороны, мы время от времени соприкасаемся со следами народного – читаем детям сказки, изредка слышим мелодии народных песен, в ресторанах посетителям бывает предложено блюдо русской кухни, мы используем «бабушкины» рецепты при лечении простуды. Иногда слышны отголоски Масленицы, кто-то полон прежних суеверий – пустить в новое жилье первой кошку, поплевать через левое плечо или постучать по дереву.

«Чур меня!», «типун тебе на язык», «леший его знает!» 

 

Главным же сохранившимся элементом русской культуры является родной язык, ее основа. Своими корнями он уходит в такие глубины, которые осознать умом нелегко. Достаточно отметить его как основу и ствол огромной группы индоевропейских языков, где даже древний санскрит как младший брат. Разговорный русский меняется, а смысловая база остается. Ее следует отыскать, отмыть и защищать как границы родины.

Прискорбный факт: три главных словаря русского языка созданы людьми нерусскими. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, Толковый словарь живого великорусского языка Даля, Этимологический словарь Фасмера. Главные наши языковеды – два немца, датчанин и еврей. При всем уважении к этим ученым, внесшим свой вклад в развитие языка, данный факт является унизительным свидетельством, что для нас самих русский язык вторичен в сравнении с европейскими и даже ивритом. Немыслимо, чтобы для евреев главный этимологический словарь создали киргизы или якуты. Удивительно ли, что в словаре Даля корень и исторический идентификатор русского народа «рус» объясняется как «чудище днепровских порогов», а в словаре Фасмера слово «глаз» выводится из немецкого «стекло» (glas). И тут дело не только в устаревшем материале или нерусском взгляде. Важна символика, важны «герб и флаг». До сих пор немногие поняли, почему Сталин доверил взятие Берлина Жукову, а не Рокоссовскому, который самолично это взятие подготовил. Да потому что брать Берлин и подписывать акт о капитуляции был должен русский, а не поляк.

Русские словари тоже должны быть под русским авторством. Хотя бы анекдотов, подобных недавнему в питерской Салтыковке, будет меньше. Библиотекари перепутали портреты литературоведа Юрия Лотмана и писателя Марка Твена. А вопрос был серьезный, по статье «политическая недальнозоркость»  - ведь Твен из стана «вероятного противника». Но и когда разобрались, легче не стало. Сам-то Лотман, как бы это вернее сказать… ну, Берлин бы не брал.

 

Язык – это мощный, но нематериальный элемент. Существуют ли материальные? Существуют, хотя это скорее следы, чем заметные составляющие. Возьмем традиционную русскую вышивку и ее обязательный элемент свастический узор. Корни его уходят в далекий палеолит Русской равнины и обнаруживаются, например, на женских фигурках в слоях 30-50 тыс. лет. Он символизирует вечное движение, солнечный цикл и является одним из самых распространенных в мире, его даже называют греческим – потому что все лучшее же греческое. Он встречается и на керамике, и на одежде, и на вышивке. Смысл его хорошо раскрывается в теме прядения. Вот как об этом говорит великий русский фольклорист Александр Афанасьев:

«Образовалось убеждение, что девы судьбы суть вечно работающие пряхи: своими руками они прядут жизненную нить и вплетают в нее все, что должно совершиться с человеком во время его земного существования» А. Н. Афанасьев «Древо жизни».

Мы видим уже не просто художественный элемент, а крупный мировоззренческий аспект, представление о жизни, судьбе и понимании собственных усилий по их «плетению». Из нитей судьбы сплетается человеческое тело для жизни и расплетается при умирании. Потом из них же сплетется, но уже по-другому, новое тело для новой жизни, и такова природа реинкарнации.

 

Любопытно, что на санскрите связь прядения и жизни определяется однозначно и звучит почти «по-русски»: «prajắ» - рождение, народ, население, подданные, дети. В то время, как греческий вариант ничего нам не дает: «νήμα» (nima).

Прядение в старину порой становилось почти ритуальным действом. Собирались женщины (рода ли, селенья ли) и садились прясть общее полотно. Этот процесс сопровождался обязательным хоровым пеньем. Его структура буквально повторяла технику прядения, когда голоса то складывались, то переплетались, то затихали, то усиливались и уходили в бесконечность, как узор на ткани. Это был магический процесс создания красивой и счастливой русской судьбы собственными руками и собственными усилиями. Выше сказано о таком пении.

Кстати говоря, чаще всего пряхами использовалось два цвета – белый, цвет чистоты и красный, традиционный русский цвет, который сопровождал русскую судьбу от рождения до смерти, когда умершего посыпали красной охрой. Везде, где обнаруживается символический красный (на государственных флагах, например), нужно искать след наших пращуров.

 

Таким образом, открывается целый пласт русской традиции, русской культуры, и он легко обнаруживается по всей Евразии, где наши предки побывали за долгий период своей истории.

Например, индийские историки были поражены обнаруженным ими фактом: национальные костюмы каждой из 28 провинций Индии соответствуют своими узорами разным видам северной русской вышивки, увиденной ими в запасниках Вологодского музея-заповедника.

- Вы преступники – возмущались они, - вы должны кричать об этом.

Давайте, хоть скажем вслух.

Кстати, подобные следы можно встретить и в Древнем Египте.

 

Существуют еще топонимы Русской равнины, открывающие очень интересные аспекты русской культуры и русского мировоззрения. Сотни их как в зеркале отражаются в топонимах Индии (читай Махабхарату), куда их принесли арии. По наблюдению крупного советского индолога лауреата премии Дж. Неру Натальи Гусевой, традиционные русские ремесла, уничтоженные много веков назад, прекрасно сохранились в современной Индии. Их сотни.

Историки, работники культуры, ищите и обрящете!   

 

(А вот заниматься любимым делом искать в русской культуре православные корни – заблуждение. Это две разные системы. Христианство – это культура самоотречения и умирания ради загробной жизни, а русская же – культура земного бытия, радостного самовозделывания, связанного незримыми нитями с вечностью. Из евангельской заповеди:

«Горе вам, смеющиеся ныне, ибо восплачите и возрыдаете».

В документальном фильме «О чем молчат храмы» представлены убедительные доказательства родственности православной архитектуры и храмов древней Индии. https://yandex.ru/video/preview/?text=сходство%20индийских%20храмов%20и%20православных%20фильм&path=yandex_search&parent-reqid=1648469800016442-6866332312783225510-sas3-0767-15b-sas-l7-balancer-8080-BAL-6933&from_type=vast&filmId=12889082924367109174)

Схождение стилевых основ, близость отдельных архитектурных элементов подтверждают эту родственность. Но откуда она, если православная архитектура по официальной истории возникла лишь во втором тысячелетии н.э., а индийские храмы куда старше? Налицо общеарийское наследие, которым православное христианство тоже воспользовалось. Такие заимствования мы обнаруживаем и в православном календаре. Он представляет из себя идеологическое покрывало, наброшенное на календарь древнего земледельческого цикла и крестьянских праздников.

То есть налицо влияние древнерусской культуры на пришедшее на Русь христианство, а не наоборот. Отсюда и некоторые общие черты).

 

Мистическое и практическое

 

В древности русские часто меняли место жительства. Не по прихоти, а по нужде. Стихийные бедствия, эпидемии, набеги врагов были причиной частых миграций. Зачем бы иначе ариям переться в Индию?

Когда уходили, брали с собой необходимое, а остальное сжигали. Для наших предков не существовало живой и неживой природы, все было живым, одухотворенным, занимающим собственное место в окружающем мире. Такие представление можно сравнить с идеями современных ученых, отстаивающих энергетическую квантовую природу вселенной. С этой точки зрения, сжигание материи всего лишь ее переход в другую энергетическую волновую форму.

Но почему просто не оставить, зачем именно сжигать? Во-первых, чтобы не захламлять природу. Пожили здесь, пожили там и повсюду оставленные руины? Во-вторых, огонь для предков солнцепоклонников был очищающим инструментом, земным аналогом светила. Он связан с плодородием через огненно-подсечное земледелие, он источник земного существования, и он его завершитель. Бедные ученые и археологи бьются над вопросом, зачем наши предки вокруг поселений устраивали так называемые кострища и костища. В первых находили обломки старых вещей, а во-вторых – кости животных. Говорят, ритуалы и жертвы. Догадаться, что это просто санитарная обработка поселений и жилищ им трудно. Дикари ведь. Будь цивилизованными, оставили бы горы мусора у каждого брошенного поселения.

В-третьих, считалось, что нехорошие темные энергии могут проникнуть в жилище через окна и двери и в человека через открытые участки тела. Поэтому дома украшали охранными оберегами, а одежду обережными узорами. Но если жилье покидалось, и одежда снашивалась, они могли служить способом проникновения в душу человека, пусть даже с расстояния.

Вот что об этом писал Рыбаков:

«Дом был местом, где рождался человек и где над новорожденным и его матерью производились определенные обряды. В доме происходило сватовство и свадьба, сопровождавшаяся целым циклом обрядов… Дом был в большинстве случаев местом болезни и смерти человека. И то и другое сопровождалось многообразными обрядами, знахарско-медицинскими при болезни и погребально-охранительными при кончине. Живым нужно было обезопасить себя от новой смерти и поэтому принимались разные заклинательные меры, отпугивающие смерть».

Ой, почему же сожгли Аркаим?! Ой, кто же сжег Москву?! Ни за что не догадаетесь.

 

Предрассудки, скажите вы? Безусловно, для нас это так. Допустив же вероятность подобного, мы не без содрогания вспомним, что хранят наши многоквартирные дома, переходящие от одних жильцов к другим, от старых судеб к новым. Город, кишащий тенями Петербурга Достоевского. Ни в этом ли причина непрерывной депрессии горожан, высокого числа самоубийств, повального пьянства и растущей наркомании? Может подобная опасность похуже чернобыльской радиации, чумного барака или вирусов американо-украинских биолабораторий?

 

Так что же мы охраняем в этих самых тысячах памятников культуры в одном СПб?

 

Жизнь финнов тоже имеет значение

 

Раз уж речь зашла о связи прошлого и настоящего, особую важность приобретает работа историков и археологов. Корни в их руках. А руки эти, увы, ненадежные. Какое-то несусветное идеологическое свинство представляет собой история заселения Русской равнины. Дескать, угро-финны первыми заселили и освоили еще в неолите.

 

Для начала они преобразуют Прикамье, еще до н.э. налаживают там передовой быт, строят деревянные дома, крепости, города, занимаются, коневодством, металлургией, производят самую современную продукцию и продают ее в Европу, в Египет, на Ближний Восток. Постепенно осваивается вся Русская равнина. Она поименована согласно ученых этим бойким народом.

Вот город Псков, название «прибалтийско-финского происхождения, от слова piskava (по-ливски), piskvapihkva (по-эстонски), означающих «смолистая вода» и отражает полиэтничность раннего населения города».

Или Вологда. Слово «Вологда» — вепсского происхождения. Древневепсское valgeda (совр. vauged — белый) при обычной в прошлом передаче -al- между согласными через русское -оло- привело к образованию слова «Вологда» — река с белой (прозрачной, чистой) водой. Но, возможно, слово более древнего происхождения: известны и другие финно-угорские названия двинского бассейна на -егда, -огда (Вычегда, Керогда) и названия с основой вол- (Волонга, Волома, Волюга, Волохтома), что не позволяет считать название окончательно понятым».

Вот Тверь. «В Новгородской летописи и новгородских грамотах XIV в. многократно встречается в форме Тьхвѣрь. Эта форма, а также сходные названия населённых пунктов Тихверя и Тигвера (карел. Tihveri, также название реки и озера), даёт специалистам-этимологам основание сблизить слово Тверь с прибалтийско-финским, дославянским топонимом Tihvera неизвестного значения; компонент «-верь» возможно, означает «озеро» (ср. фин. järvi). 

Ну и Муром. «…Название города происходит от финно-угорского племени мурома. Возможно, по-марийски мурома — «место пения, веселья» (авт. !!!)

 

Семантика, смысл «исходников» не имеет значения, лишь бы было хоть самое отдаленное созвучие с любыми угро-финскими словами. Хоть тебе «смолистая вода», хоть тебе «место пляски и веселья». Для русских и так сойдет.

 

А вот современные эстонские и финские историки считают периодом начала заселения угро-финскими племенами современных территорий их проживания (Эстония и Финляндия) начало второго тысячелетия н.э.(!!!) ДНК-генеалогия в качестве даты появления этих племен на севере западных предгорий Урала показывает рубеж старой и новой эры, 2-2,5 тыс. лет назад. Именно тогда небольшие коллективы охотников угро-финских племен начали расселяться по северным областям Русской равнины. Тысяча лет на пару тысяч километров – нормальная скорость освоения территории представителями этих племен. Дело в том, что вплоть до последних веков они были исключительно охотниками и собирателями. А для этого способа хозяйствования свойственно очень рассредоточенное проживание. На одного охотника для полного самообеспечения и стабильной охоты требовалось примерно 30 кв. км площади. Перебил дичь на данной территории – пошел дальше. Если есть куда идти, если пустят. А если не пустят? Поэтому звериное поголовье сохраняешь, продвигаешься очень медленно, в дополнение удишь рыбу. И хозяйственную специализацию веками не меняешь.

Почитайте рассказы русских этнографов 19 в. Николая Харузина, Александра Кастрена, Владимира Немировича-Данченко, чтобы убедиться, что и спустя тысячу лет пребывания в нынешних краях угро-финны жили охотой, рыболовством и с точки зрения образованных городских жителей России не блистали цивилизованностью. Такое, например, воспоминание:

«После всей этой суматохи путешественники были приглашены в небольшой темный шалаш, обязанный служить горницей. Бланк и Кастрен приняли приглашение бестрепетно; но Дурхман ушел еще прежде в лес, где пробыл несколько часов прежде, чем решился подойти к этому грязному гнезду. Тем временем Кастрен отлично выспался в шалаше и встал таким бодрым, что даже пошел в юрту».

Заметьте, в темный шалаш и в юрту.

 

И вот теперь сопоставьте эти данные с теми, которыми нас кормит традиционная история. Дескать, все основные топонимы Русской равнины угро-финского происхождения. Тех самых народов, которые еще в середине 19 века жили в грязных шалашах и юртах, по-прежнему занимались охотой и рыболовством и которых в начале нашей эры было не более 20-30 тысяч на всю бесконечную ойкумену размером в Европу.

Ну и что, что все раскопки дают по Русской равнине исключительно европеоидный тип, в то время, как ранние угро-финны – типичные монголоиды? Ну и что, что индийский эпос переполнен сотнями названий рек русского севера, которые могли в далекую Индию занести только наши предки арии? Все это не имеет значения, если цель показать русских недорослями, неучами, неумехами, пусть даже и на фоне угро-финнов, которые до вхождения в Российскую империю не имели общего языка и общей письменности. И жили в юрте.

 

Зачем же культура одного народа отдается другому народу? Может быть российские ученые искренне очарованы какими-то особыми свойствами угро-финнов, может в их традиционной охоте и рыбалке историки видят взрывной цивилизационный потенциал? Судите сами.

 

Известный советский-российский археолог д.и.н. Евгений Рябинин, всю жизнь занимавшийся изучением прошлого народов угро-финской группы, «разгадал» один исторический парадокс. При раскопках в Старой Ладоге открылась любопытная вещь – бесчисленные голубые шлифованные камешки, которые находились в слое 8-9 веков. Зачем и кому они понадобились? Ответ лежал в канонической истории. Как раз в это время на данной территории расселялись сиволапые мужики и бабы славянского происхождения, поэтому камешки посчитали их «недалеким» промыслом. Но тут случилась сенсация - на этой же территории обнаружились в изрядном количестве клады с арабскими серебряными монетами, что казалось фантастикой, но было археологическим фактом. Откуда у сиволапых арабское серебро? Слово взял маститый ученый. По его мысли дело было так. Сиволапые мужики через сарафанное радио прознали, что какие-то арабы всего в 5-7 тысячах километрах южнее зело нуждаются в мехах и пушнине. Странно при их-то жарище, но сиволапым-то какое дело? Как на счастье оказалось, что по соседству с ними по рекам да лесам промышляют какие-то угро-финны, у которых этого добра как слепней в поле. Смекнули сиволапые, что нарисовывается неплохая схема навара. По схеме получилось так, что арабы оказывались при своих шкурах, сиволапые мужики при серебряных монетах, а охотники - с голубыми камешками (соответствующие раскопки наличие оных у угро-финнов подтвердили). 

Вот какого мнения даже специалисты по УФ об их цивилизационном потенциале.

 

Кто-то будет утверждать, что культура охотников, рыбаков, собирателей не имеет ценности и своих уникальных особенностей, о которых мы даже не подозреваем? Разве угро-финнам неинтересно, как жили их предки в древности, почему и как именно действовали, какие компетенции позволяли им выживать в тяжелейших условиях севера, чем они себя окружали, какие знания и убеждения пронесли через тысячи лет?

 

Разве не лучше будет, если каждому народу отыщется своя собственная, подлинная, настоящая, а не украденная и не подаренная история и культура?

 

Галопом из Европам

 

Культура – материальное свидетельство этнической идентичности. Какая у нас идентичность? Наши элиты говорят: европейская. Европейские лилипуты отвечают нашему Гулливеру: убирайтесь со своими Толстыми и Достоевскими и оставьте нам наших дорианов греев и крошек цахисов. Так может действительно лучше убраться на свежий воздух и простор, оставив их в блестящем загнивающем запАде со своими крошками?

Сама наша культура не в состоянии определиться, так как и по сути, и по кадрам является пресловутой мульти-культи. Ей следует помочь.

Разумеется, не тем, чтобы скинуть Твенов, Бахов, Рембрандтов и Растрелли с корабля современности, все разрушить и подарить риелторам Дерипаски.

А тем, чтобы ее, говоря словами Лукашенко, хорошенько перэтрахнуть.

 

Владимир Терещенко

Обсудить на https://vk.com/id700821009

17 апреля, 2022 - 22:31